15 марта 2021
Когда острая стадия после инсульта заканчивается, больного выписывают из стационара, тогда начинается новый период — восстановление человека после инсульта на дому.
В этой статье рассказываем, как правильно ухаживать за пострадавшими, вернуть им движение и когнитивные функции, оказать психологическую поддержку, чтобы реабилитация после инсульта в домашних условиях была системной и дала нужный эффект.
Обучение базовым навыкам при восстановлении пожилых людей после инсульта
Пожилым людям, перенесшим инсульт, и их родственникам необходимо сразу настроиться на то, что реабилитация не будет простой. Восстановление пациентов после удара можно сравнить с развитием ребенка после рождения: сначала он ползает, затем сидит, следом встает на ножки и только после этого начинает ходить. У природы свои законы, и «пропустить» какой-то этап развития не получится. То же самое можно сказать и о мероприятиях по восстановлению пожилых людей после инсульта: остановка или даже перерыв в упражнениях означает возврат на предыдущую позицию.
Целью мероприятий по восстановлению после инсульта является обретение заново навыков самообслуживания и бытового поведения.
Больному нужно выполнять комплекс простых упражнений, чтобы восстановились навыки самообслуживания. Он учится открывать кран, пользоваться зубной щеткой, надевать вещи, застегивать пуговицы — т. е. совершать действия, которые до наступления инсульта были ему под силу, как и любому здоровому человеку. Но теперь это кажется невозможным, ведь утрачена способность двигаться. Поэтому любое действие сначала разбирается на составляющие, отрабатывается поэтапно. Так запускается процесс реабилитации.
Для того чтобы открыть кран, нужно сначала протянуть к нему руку. Это действие можно отработать еще тогда, когда пожилой человек после инсульта находится в лежачем положении. Возможно, он будет выполнять это действие не раз и не два, ошибаясь и начиная заново, но в итоге у него все получится. Таким же образом отрабатываются и другие движения. Повторяя одни и те же действия каждый день, больной доводит их до автоматизма, при этом в его мозгу формируются нейронные мостики, восстанавливающие связи между действием и определенной областью мозга, отвечающей за его совершение.
Это трудная и кропотливая работа, но именно она помогает пожилым людям, перенесшим инсульт, встать на путь выздоровления и обрести утраченные навыки.
Рекомендуем
«Опухоли у пожилых людей: причины, диагностика и лечение» Подробнее
Что приготовить для встречи больного из стационара?
Условия домашнего лечения пациента с инсультом должны в первую очередь предусмотреть его безопасность и удобство овладевания движениями.
В ванной, туалете, в прикроватной зоне должны быть поручни или другие приспособления, позволяющие пациенту садиться и вставать без помощи
- Следует убрать лишние вещи, коробки, ковры, провода от домашней техники с путей передвижения. Они повышают риск падения.
- Некоторые больные теряют чувство температуры, способны обжечься слишком горячей водой. Это потребует установления термометров в ванной комнате.
- В первое время для еды пациента лучше приспособить поднос или небольшой переносной столик, находиться в общей кухне или столовой будет тяжело.
Приобретение кресла-коляски можно отложить на полгода, когда станут ясны перспективы реабилитационных мероприятий. В этот период, возможно, пациент станет ходить самостоятельно.
Если просмотр телевизионных передач очень интересует пострадавшего, то ему потребуется дистанционный выключатель.
Что способствует восстановлению двигательных функций у пожилых людей после инсульта
В первую очередь усилия по реабилитации инсультных больных направлены на восстановление двигательных функций. Это связано с тем, что в 95 % случаев пострадавшие сталкиваются с параличем разной степени. Когда человек начинает двигаться, улучшается кровообращение, пропадает угроза появления пролежней, пациент может элементарно обслуживать себя и выполнять какие-то простые действия. После этого в усиленном темпе происходит восстановление и остальных утраченных способностей.
Общие рекомендации по лечебной физкультуре для восстановления пожилых людей после инсульта:
- Выбор и график упражнений необходимо согласовать со специалистом (врачом лечебной физкультуры или реабилитологом).
- Интенсивность нагрузок нужно наращивать постепенно, учитывая фактические возможности пожилых людей.
- По мере возрастания нагрузки необходимо усложнять технику двигательных упражнений: на смену простому сгибанию-разгибанию должны прийти целенаправленные тонкие движения для восстановления функций рук с использованием вспомогательных предметов: четок, эспандеров, гимнастических палок, тренажеров, циркулярных резинок, музыкальных инструментов.
- Если при движениях пожилые люди почувствуют боль, нагрузку следует уменьшить.
- Перед началом упражнений необходимо подготовить мышцы, размять их с помощью массажа, растирания или согревания.
- Основная задача лечебной физкультуры — расслабить мышцы, которые после инсульта находятся в состоянии гипертонуса (сильной напряженности).
- Не надо переутомляться. Оптимальный график выполнения гимнастических упражнений — два раза в день в течение часа.
- На занятиях лечебной физкультуры следует контролировать дыхание пожилых людей — проверять, чтобы его ритм был плавным, вдох и выдох сопровождали определенную часть упражнения. Например, сгибание должно приходиться на вдох, разгибание — на выдох.
- Желательно, чтобы рядом с пожилыми людьми, когда они выполняют упражнения по восстановлению после инсульта в положении сидя или стоя, находился кто-то из близких. Родственники могут поддерживать пациента или контролировать процесс, их присутствие поможет избежать травмы, если вдруг больной упадет.
- Реабилитация обязательно предполагает профилактику контрактуры. Чем больше времени конечности пожилых людей находятся в одном и том же положении (согнуты в колене или локте), тем сильней мышцы фиксируются в неправильной позиции. Поэтому нужно прокладывать между согнутыми частями (в локтевую или подколенную ямку) мягкий валик, в качестве которого может выступать свернутая в рулон ткань. Для профилактики контрактуры также можно при помощи бинта или пластыря зафиксировать распрямленную конечность на твердой поверхности (доске).
Каждое упражнение можно повторять от 2–3 до 10–15 раз. Все зависит от физических возможностей больных пожилых людей. После того, как простые упражнения освоены, важно не останавливаться, а двигаться дальше, наращивая сложность.
Рекомендуем
«Здоровье пожилых людей: старость — не беда» Подробнее
Для нижних конечностей
Упражнения для нижних конечностей начинают выполнять, как только пациент приходит в себя. На начальном этапе инструктор помогает сгибать и разгибать нижние конечности, со временем больной сможет имитировать ходьбу в положении лежа, затем вставать с кровати, учиться держать равновесие, ходить без поддержки. Упражнения для пациентов в положении лежа:
- Пациент находится в положении на спине, нога выпрямлена. Инструктор поворачивает ногу стопой внутрь, затем наружу.
- Пациент в положении лежа на спине, нога согнута в колене. Придерживая одной рукой под коленом, инструктор выполняет круговые движения конечностью, придерживая и надавливая второй рукой в области тазобедренного сустава.
- Больной находится в положении лежа на спине, пораженная нога согнута в колене. Инструктор фиксирует ногу под прямым углом, придерживая второй рукой под коленом, сгибает и разгибает нижнюю конечность.
- Больной в таком же положении на спине, с фиксацией ноги под прямым углом. Инструктор, придерживая ногу пациента под коленом, отводит ее в сторону от туловища и возвращает назад.
Данные упражнения выполняются пациентом после того, как ему разрешат сидеть:
- В положении полусидя, держась обеими руками за края кровати, как можно ровнее вытянуть вперед обе ноги, прогнуться, откинув голову назад. Во время вытягивания конечностей сделать глубокий вдох, принять прежнее положение и выдохнуть.
- Прежнее положение тела, дыхание сохранять спокойное и глубокое, медленно приподнять вверх правую ногу и опустить назад, затем левую ногу.
- В положении полусидя согнуть ногу, подтянуть как можно ближе к груди согнутую в колене ногу (можно помогать руками), голову во время упражнения наклонить вперед. Сгибая ногу, сделать вдох, разгибая конечность, сделать выдох, вернуться в прежнее положение.
Восстановление речи у пожилых людей после инсульта
Наиболее интенсивное восстановление функций речи у пожилых людей отмечается в первые 6 месяцев после инсультного удара, в случае обширных поражений или поздно начатого лечения оно может длиться 2–3 года.
В зависимости от того, какие участки головного мозга были поражены инсультом, у больных возникает моторная или сенсорная форма нарушения речи (афазия). При моторной разновидности пациент:
- воспринимает речь на слух;
- понимает, что ему говорят;
- реагирует на просьбы;
- не может формулировать мысли и произносить словосочетания;
- не хочет читать и писать, так как эти процессы даются ему с трудом.
При сенсорной афазии пациент не воспринимает слова окружающих, сам говорит бессвязно, не контролируя речевой поток. Читать такой больной может, но смысл предложений понимать не будет, письменные навыки утрачиваются полностью. Речь пожилых людей после инсульта недостаточно осмысленна, ее сопровождают жестикуляции. Больные пытаются объяснить, что хотят сказать, окружающим, но те их не понимают, в итоге они раздражаются и обижаются.
В этом случае нужно понимать, что даже долгие упражнения по восстановлению речи после инсульта (длительностью несколько месяцев или даже лет), могут не дать положительного эффекта. В 30–35 % случаев речевые функции возвращаются спонтанно, а не постепенно.
Чтобы пожилые люди после инсульта смогли начать говорить, им надо постоянно слышать звуки, слова, развернутую речь.
При реабилитации необходимо соблюдать принцип последовательности этапов. Начать занятия можно с тренировки произношения отдельных звуков, затем можно переходить на слоги, простые и сложные слова, впоследствии — на небольшие стихи и предложения. Во время занятий с пожилыми людьми после инсульта можно им немного помогать — произносить начальную часть слова, а окончания они будут договаривать сами.
Также для восстановления речи пожилым людям рекомендуют обязательно слушать музыку и петь. Часто больные после инсульта не могут нормально говорить, но сохраняют при этом способность к пению. В этом случае обязательно нужно пробовать петь — это активизирует восстановление речи.
Упражнения по реабилитации мимической мускулатуры лучше делать перед зеркалом. Особенно такие занятия показаны в случаях, когда у пожилого человека после инсульта перекосило лицо. Для этого нужно выполнять следующие действия:
- оскаливать зубы;
- сворачивать и выпячивать губы «трубочкой»;
- открывая рот, по максимуму выдвигать вперед язык;
- по очереди прикусывать верхнюю и нижнюю губу;
- облизывать языком губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону;
- подтягивать уголки рта вверх, как будто улыбаясь.
Во время занятий с пожилыми людьми по реабилитации речи можно использовать следующее:
- показывая больному карточки, на которых написаны буквы, слоги и слова, просить составить из них предложение и прочитать его;
- побуждать пациента общаться: задавать вопросы, совместно петь, проговаривать стихи;
- прослушивать с больным любимые аудиокниги и пересказывать их содержание;
- просматривать картинки, после чего просить их описать.
Если родственники проводят занятия с больным, перенесшим инсульт, в домашних условиях, важно доброжелательно относиться даже к малейшим попыткам пациента произносить слова, подбадривать его, а не исправлять ошибки. Чтобы помочь пожилым людям преодолеть речевой дефект, нужно проявлять настойчивость и постоянно с ними общаться.
Рекомендуем
«Старческое слабоумие: причины, симптомы, лечение» Подробнее
От чего зависит успех реабилитации?
Изучение реабилитационных возможностей человека и его головного мозга позволило выявить основные факторы успеха. К ним относятся:
- локализация и размер очага поражения;
- возраст и состояние защитных сил организма пациента до инсульта;
- уровень его образования (люди с высшим образованием восстанавливаются быстрее);
- профессия и социально-бытовые условия жизни (человек, привыкший к постоянному творчеству и обучению быстрее добивается успеха);
- желание самого пациента (уровень мотивации);
- поддержка и понимание родственников;
- лечебные меры после выписки из больницы.
Только на последнем месте стоят профессиональные навыки медицинских работников и оснащенность больниц специальным оборудованием.
При организации домашнего ухода за человеком с ишемическим инсультом представьте себя на его месте. Ему приходится осваивать заново детские навыки, понимая свою немощь и зависимость от посторонних. Шанс на реабилитацию имеют все пациенты. От того, какую поддержку они получат от родственников, во многом зависит возможность пережить ишемический инсульт, вера в свои силы.
Комплекс мер по восстановлению памяти и интеллекта у пожилых людей после инсульта
Приступать к реабилитации умственных способностей лучше еще во время нахождения больных в стационаре, после того, как общее состояние после инсульта стабилизируется. Но не следует подвергать головной мозг пожилых людей чрезмерным перегрузкам.
Восстановление функций памяти сопровождается предварительной медикаментозной терапией, направленной на поддержание поврежденных инсультом нервных клеток. Пожилым людям вводят соответствующие препараты (Актовегин, Тиоцетам, Пирацетам, Кавинтон, Кортексин) внутривенно, или они принимают их в таблетированном виде. Лечебный эффект от применения лекарств проявляется медленно, в течение 3–6 месяцев. Курс приема препаратов повторяют через 2–3 месяца.
При восстановлении памяти проводят следующие реабилитационные действия:
- Тренировать способность к запоминанию: прослушивать и повторять цифры, слова, небольшие стихи. Для начала нужно добиться кратковременного запоминания — когда больной сможет повторить информацию сразу после ее прослушивания. Затем следует увеличивать срок запоминания — например, больной самостоятельно будет произносить цифры, когда его попросят посчитать.
- Рассматривать фотографии, видеоролики, при этом вспоминать и произносить названия всех изображенных предметов.
- Играть в настольные игры.
Рекомендуем
«Сахарный диабет у пожилых людей: особенности диагностики и лечения» Подробнее
Классификация нарушений ходьбы
В начале 1990-х гг. Nutt et al. предложили относить нарушения ходьбы к низшему, промежуточному или высшему сенсомоторному уровню [27]. Согласно этой схеме, низший уровень нарушений ходьбы обусловлен патологией периферических образований, обеспечивающих передвижение, таких как суставы, мышцы, периферические нервы, орган зрения или лабиринт. Нарушения на низшем уровне обычно хорошо компенсируются, если не вовлечена центральная нервная система. Расстройства ходьбы промежуточного уровня связаны с дисфункцией афферентных и/или эфферентных (пирамидных или экстрапирамидных) путей в центральной нервной системе (например, гемипарез после инсульта, миелопатия при шейном спондилезе, мышечная ригидность при паркинсонизме или атаксия при поражениях мозжечка). В основе патологии ходьбы высшего уровня лежат нарушения высшего контроля сенсомоторных функций, которые обеспечивают адекватные реакции на внешние обстоятельства (например, освещенность или качество поверхности) и реализацию намерений пациента. Такие нарушения могут возникать вследствие действия химических соединений (включая лекарства и алкоголь) или поражения лобных долей, а также при психических расстройствах. Нарушения ходьбы высшего уровня часто непросто дифференцировать из-за неспеци-фичности их проявлений [31]. С нарушениями ходьбы высшего уровня ассоциируются депрессивные симптомы, признаки лобной расторможенности (аксильные знаки) и исполнительная дисфункция [1]. В проспективном исследовании было показано, что нарушения ходьбы высшего уровня нередко имеют прогрессирующий характер и сопровождаются быстрым ухудшением функционального состояния пациента [14].
Однако, несмотря на широкую известность, данная классификация имеет ограниченное практическое значение, поэтому мы предпочитаем определять подтип нарушений ходьбы на основе клинических проявлений согласно рекомендациям Snijders et al. [33]. Наиболее распространенные виды нарушений ходьбы связаны с чувствительными (полинейропатия), экстрапирамидными (паркинсонизм), атактическими (мозжечковые дегенерации) и психогенными (тревожно-фобическими) расстройствами [17]. Клинический подход к классификации нарушений ходьбы включает ряд основных этапов. На первом этапе на основе паттерна ходьбы, результатов специальных проб и сопутствующих симптомов диагностируется клинический синдром (например, акинетико-ригидное расстройство, в основе которого может лежать паркинсонизм). Далее с учетом результатов дополнительных исследований (например, магнитно-резонансная томография (МРТ) или электронейромиография), отклика на специфическое лечение (например, леводопой) и течения заболевания формулируется наиболее вероятный клинический диагноз (например, мультисистемная атрофия). К сожалению, подтвердить диагноз зачастую можно лишь на основе патоморфологических данных [17].
Основные особенности синдромов нарушений ходьбы, связанных с парезами мышц, спастичностью или атаксией, представлены в табл. 1 [2, 17, 21, 31, 33].
Правила домашнего ухода для быстрого восстановления пожилых людей после инсульта
В первые дни после инсульта следует обратиться к специалисту по лечебной физкультуре, чтобы он обучил родственников проводить необходимые упражнения с пожилым больным на дому. В этом случае реабилитационный процесс пойдет быстрее и эффективнее.
Практика доказывает, что наилучшие результаты в восстановлении пожилых людей после инсульта дает сочетание активного лечения с физической нагрузкой, начатой как можно раньше. Если человек выжил, значит, он обладает и возможностями для реабилитации.
ВОЗ опубликовала программу, в которой излагаются принципы и этапы возвращения больных людей после инсульта к активной жизни и восстановления их жизненно необходимых навыков. Документ также описывает все необходимые упражнения, которые можно проводить в домашних условиях.
Восстановление пожилых людей после инсульта возможно только с помощью близких или специального персонала. Самостоятельно пройти процесс реабилитации невозможно, это очень трудная задача.
Пожилые люди во время реабилитации после инсульта нуждаются в том, чтобы их не только поддерживали морально, но оказывали и практическую помощь. Восстановление способности двигаться происходит следующим образом: родственник берет неподвижную конечность больного и начинает выполнять ею простые движения — вытягивать, разгибать или сгибать, поворачивать, имитировать хватание и т. п. В домашних условиях делать такие движения не составит труда. Мозгу необходимо время, чтобы запомнить, как работают определенные мышцы. Пройдет время, и больной начнет потихоньку двигать конечностью, перед этим его придется часто поправлять, просить повторить упражнения. Восстановление активных движений, которые больной сможет производить самостоятельно, будет означать конец реабилитационных мероприятий.
Быстрее всего возвращается крупная моторика. Возможность производить точные движения кистью, тонкая мимика лицевых мышц после инсульта вернется в самом конце последнего периода восстановления.
В упражнения обязательно включают словесные и зрительные компоненты, это необходимо для проведения должного лечения. В процессе занятий нужно описывать и показывать больным пожилым людям все, что происходит. Это способствует формированию новых нейронных связей.
Упражнения выполняют перед большим зеркалом, чтобы человек видел себя в полный рост. Между проговариванием того, что сейчас будет происходить, и собственно действием должно пройти какое-то время. Помощник говорит: «Сейчас будем поднимать руку», выжидает какое-то время, пока пожилой больной осознает смысл сказанного, и только затем поднимает его руку. Все эти действия пациент видит в зеркале. Подобные занятия помогают также восстановлению памяти.
Лечение в домашних условиях показывает очень хорошие результаты, ведь в него вложено столько любви и заботы со стороны близких людей. Надо помнить, что упорство будет главным помощником.
Конечно, при проведении занятий по восстановлению всегда нужно реально оценить возможности пожилого человека, перенесшего инсульт. В данном случае всегда поможет врач, который подскажет, как надо действовать. Родственникам важно соблюдать еще одно правило: не исключать пожилого больного из жизни семьи, не давать ему зацикливаться на болезни.
Также родным рекомендуется не принимать близко к сердцу проявления злости и агрессии со стороны больного, учиться не реагировать на подобные эмоциональные всплески. В этом случае нужно попробовать поставить себя на место человека, жизнь которого как будто с разгона налетела на стену. Последствия инсульта проявляются, в том числе, и в эмоциональных расстройствах, и способствует этому не только тяжелое органическое поражение мозга, но и новый социальный статус пожилого человека: он выпадает из своего привычного окружения, лишается работы, удовольствий, общения. Пережить такое могут далеко не все.
От поведения родственников, их реакции на происходящее зависит, как сложится в дальнейшем атмосфера в семье, как пройдет восстановление пожилого больного. Если не давать негативу пустить ростки в своей душе, то преодолеть можно любые трудности. Если же идти на поводу у скандалов и упреков, будет разрушено то немногое, что еще можно было бы спасти.
Рекомендуем
«Пониженное давление у пожилых людей: причины, симптомы и лечение» Подробнее
Введение
Для обеспечения нормальной функции ходьбы необходимо взаимодействие практически всех уровней нервной системы [24, 26]. Ключевую роль в этом процессе играют элементы локомоции (начало и поддержание ритмичных движений конечностей), равновесие и высшие психические функции, включая способность адаптироваться к внешним условиям. Существование автономных спинальных генераторов паттерна ходьбы было обнаружено около 100 лет назад, когда Brown продемонстрировал сохранение локомоторных движений у кошки после полного пересечения ствола мозга. О наличии аналогичного генератора у людей свидетельствуют координированные движения всех четырех конечностей при ходьбе. Однако у человека, по-видимому, большую роль играет супраспинальный контроль ходьбы, включая влияние лобной коры, базальных ганглиев, субталамических, церебеллярных и мезэнцефальных локомоторных участков, а также понтомедуллярной ретикулярной формации [17]. Поражение многих органов и систем организма может привести к различным нарушениям ходьбы. В пожилом возрасте часто имеются сложные нарушения ходьбы, обусловленные несколькими факторами, поэтому описание всех особенностей походки у конкретного пациента может оказаться трудной задачей [33].
Результаты популяционного исследования свидетельствуют, что распространенность нарушений ходьбы среди людей в возрасте старше 70 лет достигает 35 % [44]. Если в возрасте до 60 лет 85 % людей имеют нормальную походку, то в 85 лет и старше этот показатель снижается до 18 % [36]. Нарушения ходьбы являются фактором риска травм, гиподинамии, ухудшения физического состояния, снижения качества и продолжительности жизни [2, 35]. По-видимому, самым частым из неблагоприятных событий при нарушениях ходьбы являются падения. Среди проживающих дома людей в возрасте старше 65 лет около 30 % падают как минимум один раз в год, а в учреждениях длительного ухода этот показатель превышает 50 % [17]. Повреждения, которые пациент может получить при неожиданном падении, варьируют от небольших ссадин до тяжелых переломов и черепно-мозговых травм. Другим важным последствием нарушений ходьбы часто становится ограничение мобильности, которое, в свою очередь, ведет к увеличению потребности в посторонней помощи [33]. Ограниченная мобильность нередко усугубляется страхом падений, что оказывает существенное влияние на качество жизни пациента [17, 18]. Ввиду малоподвижности у пациентов с нарушениями ходьбы возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний и деменции [23]. С другой стороны, нарушения ходьбы могут быть одним из ранних клинических проявлений цереброваскулярных или нейродегенеративных заболеваний [33]. Наконец, расстройства ходьбы ассоциируются с повышенным риском смерти, что обусловлено падениями, ухудшением общего физического состояния и основным заболеванием [44, 46]. В данном обзоре представлен современный клинический подход к диагностике нарушений ходьбы, охарактеризованы основные подтипы расстройств ходьбы и рассмотрено междисциплинарное лечение нарушений ходьбы после инсульта и при других неврологических заболеваниях. Эти сведения, которые являются синтезом литературных данных и собственного опыта нейрореабилитации пациентов в отделении инсульта, нейрореабилитации и длительных расстройств сознания клиники «Оберіг», могут быть полезны для специалистов физической реабилитации и врачей различных специальностей, оказывающих помощь пациентам с двигательными расстройствами.
Комплекс активных упражнений для ног
Для ног упражнения также можно начинать с периода строгого постельного режима и продолжать сидя. Число повторений не должно утомлять пациента и нарастать постепенно до 20-ти.
- Пальцами стопы активно проводят сгибание и разгибание.
- Носки подтягивать «на себя», затем отводить в обратное крайнее положение (рекомендуется мысленно представлять давление на педали).
- Медленное сгибание в колене, разгибание.
- Отведение в сторону за счет работы тазобедренного сустава.
Комплекс активных движений для рук
Руками можно делать самостоятельные движения до 20 раз за один подход:
- сжимать и разжимать пальцы в кулак;
- круги в обе стороны в лучезапястном суставе (рекомендуется при этом держать кулак сжатым);
- сгибание и разгибание в локтях;
- из положения вдоль туловища медленные подъемы и опускания, при этом нагружаются плечевые суставы;
- махи в стороны.
В упражнениях с гантелями используется проработка мышц сгибателей и удержание сжиманием кисти в кулак
Изменение положения тела в постели
После инсульта больной все основное время находится в постели. В этом состоянии уже необходима гимнастика для реабилитации после инсульта. Нужно лежать и на здоровой стороне тела, и на пораженной, распределяя правильно тяжесть тела.
Человек лежит на спине
- выпрямить здоровые и пораженные конечности;
- под пораженную руку подложить подушку.
Человек лежит на парализованной стороне тела
- положить подушку под спину, лопатка находится вне подушки;
- выпрямить пораженную руку ладонью вверх;
- пораженную ногу выпрямить и немного согнуть колено;
- здоровую ногу согнуть и положить на подушку впереди больной ноги.
Человек лежит на здоровой стороне тела
- положить подушку под спину;
- выпрямить пораженную руку, положить ее сверху подушки ладонью вниз;
- здоровую ногу выпрямить и немного согнуть колено;
- пораженную ногу согнуть и положить на подушку впереди здоровой ноги.
Положение тела больного человека стоит менять как можно чаще. В среднем — каждые 40 минут.
Нейрогенная перемежающаяся хромота
Если уже после непродолжительной ходьбы пациент сообщает, что у него устали ноги, можно заподозрить нейрогенную перемежающуюся хромоту вследствие стеноза позвоночного канала на поясничном уровне, которую следует дифференцировать с сосудистой перемежающейся хромотой и плохим физическим состоянием (детренированностью) [31]. Характерным признаком спинального стеноза является облегчение, которое испытывает пациент при наклоне вперед (например, у него не вызывает затруднений езда на велосипеде и гораздо легче ходить с опорой на тележку в супермаркете). В нашей практике в подобных случаях, как только пациент пожаловался на усталость ног, мы предлагаем ему продолжить ходьбу с ходунками. Если идти с ходунками значительно легче, у пациента весьма вероятен стеноз позвоночного канала и ему показана МРТ пояснично-крестцового отдела.
Ходьба и психические функции
Долгое время ходьба считалась автоматическим двигательным актом, который осуществляется без вовлечения высших психических функций. Однако около 20 лет назад была продемонстрирована взаимосвязь между ходьбой и когнитивными функциями [33]. Для нормальной ходьбы необходимы планирование маршрута и постоянное взаимодействие с окружающей средой, позволяющее вносить соответствующие коррективы в первоначальный план. Неправильная оценка характера поверхности или препятствий, выбор опасного пути или переоценка собственных физических возможностей могут стать причиной падения. Таким образом, безопасность и эффективность ходьбы зависят не только от состояния чувствительных и двигательных систем организма, но и от когнитивных функций, таких как исполнительные функции, ориентация в пространстве, зрительно-пространственное восприятие и внимание, а также от эмоционального состояния человека. В середине 1990-х гг. Lundin-Olsson et al. впервые сообщили о том, что невозможность продолжать разговор во время ходьбы ассоциируется с повышенным риском падений [22]. С тех пор выполнение другой задачи во время ходьбы (например, счет от 20 до 1) считается классическим способом выявления взаимосвязи между ходьбой и когнитивными функциями. При некоторых неврологических заболеваниях, сопровождающихся явными двигательными расстройствами (например, инсульт или болезнь Паркинсона), при выполнении параллельного задания может увеличиваться тяжесть всех неврологических нарушений, включая нарушение ходьбы [48].
Результаты исследований свидетельствуют, что для обеспечения безопасной ходьбы особенно важны исполнительные функции. Исполнительная дисфункция может быть основной причиной падений у людей пожилого возраста [34]. Нарушения ходьбы, особенно падения, могут быть причиной дезадаптации, депрессии, тревожности и чувства страха [33]. Неспособность поддерживать разговор на ходу указывает на связь между ходьбой и когнитивными нарушениями и также может использоваться как диагностический тест [22, 43]. Ухудшение или невозможность ходьбы при одновременном выполнении другого задания характерны для нейродегенеративных и сосудистых поражений коры и подкорки головного мозга, а также для паркинсонизма [33].
Какие еще движения нуждаются в разработке?
Физкультура после инсульта, кроме конечностей, требует разработки мимических мышц лица, особенно глаз. Чтобы предотвратить опускание века, рекомендуются следующие упражнения по 5–7 раз:
- движения глазами вверх-вниз и в стороны;
- описать глазами круг в одну сторону, затем в другую;
- поморгать и сжать на несколько секунд.
Для укрепления мышц шеи необходимо:
- проделать медленные повороты головы в стороны;
- упереться затылком в подушку, затем расслабиться.
После инсульта человек теряет возможность производить мелкие движения пальцами рук. А это очень необходимо в восстановлении самообслуживания. Для разработки моторики кисти рекомендуют:
- сложить в большую миску мелкие предметы (орехи, пуговицы, катушки ниток, карандаши);
- пациент должен перекладывать их пораженной рукой из одной миски в другую.
В санаториях используются игры в мозаику, лото, сбор пирамидок.