Восстановление пожилых людей после инсульта: советы и практические рекомендации

Каждый человек время от времени испытывает незначительные расстройства памяти. В силу биологических процессов с возрастом воспоминания могут становиться размытее. У некоторых пожилых людей потеря памяти мешает нормальному функционированию, что называется слабоумием. Однако чаще всего разнообразные нарушения мнестической функции встречается у лиц, переживших острое нарушение мозгового кровообращения – инсульт.

По данным Национальной ассоциации по борьбе с инсультами, некоторая степень потери памяти затрагивает около трети людей, столкнувшихся с ОНМК. Однако есть действенные и проверенные методики, позволяющие вернуть или улучшить мнестическую функцию.

Дефицит памяти после инсульта может варьироваться. Степень мнестических расстройств зависит от возраста пациента, тяжести инсульта, зоны, где произошло ОНМК, и даже поддержка, которую человек получает от семьи и друзей.

К сожалению, никакие лекарства не способны устранить потерю памяти. Но там, где лекарства бессильны, можно предпринять простые шаги: с помощью занятий, терапии и реабилитации добиться восстановления памяти после инсульта.

Обучение базовым навыкам при восстановлении пожилых людей после инсульта

Пожилым людям, перенесшим инсульт, и их родственникам необходимо сразу настроиться на то, что реабилитация не будет простой. Восстановление пациентов после удара можно сравнить с развитием ребенка после рождения: сначала он ползает, затем сидит, следом встает на ножки и только после этого начинает ходить. У природы свои законы, и «пропустить» какой-то этап развития не получится. То же самое можно сказать и о мероприятиях по восстановлению пожилых людей после инсульта: остановка или даже перерыв в упражнениях означает возврат на предыдущую позицию.

Целью мероприятий по восстановлению после инсульта является обретение заново навыков самообслуживания и бытового поведения.

Больному нужно выполнять комплекс простых упражнений, чтобы восстановились навыки самообслуживания. Он учится открывать кран, пользоваться зубной щеткой, надевать вещи, застегивать пуговицы — т. е. совершать действия, которые до наступления инсульта были ему под силу, как и любому здоровому человеку. Но теперь это кажется невозможным, ведь утрачена способность двигаться. Поэтому любое действие сначала разбирается на составляющие, отрабатывается поэтапно. Так запускается процесс реабилитации.

Для того чтобы открыть кран, нужно сначала протянуть к нему руку. Это действие можно отработать еще тогда, когда пожилой человек после инсульта находится в лежачем положении. Возможно, он будет выполнять это действие не раз и не два, ошибаясь и начиная заново, но в итоге у него все получится. Таким же образом отрабатываются и другие движения. Повторяя одни и те же действия каждый день, больной доводит их до автоматизма, при этом в его мозгу формируются нейронные мостики, восстанавливающие связи между действием и определенной областью мозга, отвечающей за его совершение.

Это трудная и кропотливая работа, но именно она помогает пожилым людям, перенесшим инсульт, встать на путь выздоровления и обрести утраченные навыки.

Рекомендуем

«Опухоли у пожилых людей: причины, диагностика и лечение» Подробнее

Почему люди после инсульта не хотят выздоравливать?

Успех реабилитации зависит от настроения больного. Люди, перенесшие инсульт, могут казаться безразличными к своему здоровью. Очень часто они становятся раздражительными, агрессивными, плаксивыми. Без особого желания выполняют рекомендации врача и больше предпочитают лежать, смотреть телевизор. Но при таком подходе надеяться на быстрое восстановление не приходится. Близким и родным необходимо собрать всю волю в кулак, чтобы успешно побороть последствия недуга. Кому-то достаточно понимания того, что капризы больного — это не результат лени или вредности характера, а следствие поражения определенных зон головного мозга. Поэтому первостепенная задача близких людей заключается в помощи больным преодолеть нежелание заниматься.

Реабилитационный период может длиться долго, поэтому и больному, и его родным нужно набраться терпения. Эффективность проводимых процедур зависит от их систематичности и качественного выполнения.

Что способствует восстановлению двигательных функций у пожилых людей после инсульта

В первую очередь усилия по реабилитации инсультных больных направлены на восстановление двигательных функций. Это связано с тем, что в 95 % случаев пострадавшие сталкиваются с параличем разной степени. Когда человек начинает двигаться, улучшается кровообращение, пропадает угроза появления пролежней, пациент может элементарно обслуживать себя и выполнять какие-то простые действия. После этого в усиленном темпе происходит восстановление и остальных утраченных способностей.

Общие рекомендации по лечебной физкультуре для восстановления пожилых людей после инсульта:

  • Выбор и график упражнений необходимо согласовать со специалистом (врачом лечебной физкультуры или реабилитологом).
  • Интенсивность нагрузок нужно наращивать постепенно, учитывая фактические возможности пожилых людей.
  • По мере возрастания нагрузки необходимо усложнять технику двигательных упражнений: на смену простому сгибанию-разгибанию должны прийти целенаправленные тонкие движения для восстановления функций рук с использованием вспомогательных предметов: четок, эспандеров, гимнастических палок, тренажеров, циркулярных резинок, музыкальных инструментов.
  • Если при движениях пожилые люди почувствуют боль, нагрузку следует уменьшить.
  • Перед началом упражнений необходимо подготовить мышцы, размять их с помощью массажа, растирания или согревания.
  • Основная задача лечебной физкультуры — расслабить мышцы, которые после инсульта находятся в состоянии гипертонуса (сильной напряженности).
  • Не надо переутомляться. Оптимальный график выполнения гимнастических упражнений — два раза в день в течение часа.
  • На занятиях лечебной физкультуры следует контролировать дыхание пожилых людей — проверять, чтобы его ритм был плавным, вдох и выдох сопровождали определенную часть упражнения. Например, сгибание должно приходиться на вдох, разгибание — на выдох.
  • Желательно, чтобы рядом с пожилыми людьми, когда они выполняют упражнения по восстановлению после инсульта в положении сидя или стоя, находился кто-то из близких. Родственники могут поддерживать пациента или контролировать процесс, их присутствие поможет избежать травмы, если вдруг больной упадет.
  • Реабилитация обязательно предполагает профилактику контрактуры. Чем больше времени конечности пожилых людей находятся в одном и том же положении (согнуты в колене или локте), тем сильней мышцы фиксируются в неправильной позиции. Поэтому нужно прокладывать между согнутыми частями (в локтевую или подколенную ямку) мягкий валик, в качестве которого может выступать свернутая в рулон ткань. Для профилактики контрактуры также можно при помощи бинта или пластыря зафиксировать распрямленную конечность на твердой поверхности (доске).

Каждое упражнение можно повторять от 2–3 до 10–15 раз. Все зависит от физических возможностей больных пожилых людей. После того, как простые упражнения освоены, важно не останавливаться, а двигаться дальше, наращивая сложность.

Рекомендуем

«Здоровье пожилых людей: старость — не беда» Подробнее

Почему после инсульта возникают нарушения памяти?

Последствием закупорки или разрыва сосуда является инсульт, и такое состояние человек может перенести на ногах, не заметив изменений. В отдельных же случаях, страдает кровеносная система, которая не может доставить кровь обогащенную кислородом к определенному участку мозга и клетки коры постепенно отмирают.

Клеточный некроз и отсутствие правильной медицинской помощи остаются основными причинами ухудшения самочувствия после инсульта. На фоне таких осложнений развиваются частичный или полный паралич, обездвиживание мышц лица и опущение уголка рта или глаза, речевая дисфункция и потеря памяти.

Если своевременно замечена проблема и проведено квалифицированное восстановление после инсульта есть возможность избежать последствий. Такая ситуация связана с тем, что при бездействии определенного участка мозга, живые клетки могут выполнять дополнительные функции после реабилитационной программы.

Последствия инсульта предугадать невозможно, но сразу после диагностирования такого состояния врачи могут оказать необходимую помощь. А организовав в домашних условиях правильный уход или поместив пожилого человека в специальный реабилитационный пансионат можно восстановить все утраченные функции организма.

Восстановление речи у пожилых людей после инсульта

Наиболее интенсивное восстановление функций речи у пожилых людей отмечается в первые 6 месяцев после инсультного удара, в случае обширных поражений или поздно начатого лечения оно может длиться 2–3 года.

В зависимости от того, какие участки головного мозга были поражены инсультом, у больных возникает моторная или сенсорная форма нарушения речи (афазия). При моторной разновидности пациент:

  • воспринимает речь на слух;
  • понимает, что ему говорят;
  • реагирует на просьбы;
  • не может формулировать мысли и произносить словосочетания;
  • не хочет читать и писать, так как эти процессы даются ему с трудом.

При сенсорной афазии пациент не воспринимает слова окружающих, сам говорит бессвязно, не контролируя речевой поток. Читать такой больной может, но смысл предложений понимать не будет, письменные навыки утрачиваются полностью. Речь пожилых людей после инсульта недостаточно осмысленна, ее сопровождают жестикуляции. Больные пытаются объяснить, что хотят сказать, окружающим, но те их не понимают, в итоге они раздражаются и обижаются.

В этом случае нужно понимать, что даже долгие упражнения по восстановлению речи после инсульта (длительностью несколько месяцев или даже лет), могут не дать положительного эффекта. В 30–35 % случаев речевые функции возвращаются спонтанно, а не постепенно.

Чтобы пожилые люди после инсульта смогли начать говорить, им надо постоянно слышать звуки, слова, развернутую речь.

При реабилитации необходимо соблюдать принцип последовательности этапов. Начать занятия можно с тренировки произношения отдельных звуков, затем можно переходить на слоги, простые и сложные слова, впоследствии — на небольшие стихи и предложения. Во время занятий с пожилыми людьми после инсульта можно им немного помогать — произносить начальную часть слова, а окончания они будут договаривать сами.

Также для восстановления речи пожилым людям рекомендуют обязательно слушать музыку и петь. Часто больные после инсульта не могут нормально говорить, но сохраняют при этом способность к пению. В этом случае обязательно нужно пробовать петь — это активизирует восстановление речи.

Упражнения по реабилитации мимической мускулатуры лучше делать перед зеркалом. Особенно такие занятия показаны в случаях, когда у пожилого человека после инсульта перекосило лицо. Для этого нужно выполнять следующие действия:

  • оскаливать зубы;
  • сворачивать и выпячивать губы «трубочкой»;
  • открывая рот, по максимуму выдвигать вперед язык;
  • по очереди прикусывать верхнюю и нижнюю губу;
  • облизывать языком губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону;
  • подтягивать уголки рта вверх, как будто улыбаясь.

Во время занятий с пожилыми людьми по реабилитации речи можно использовать следующее:

  • показывая больному карточки, на которых написаны буквы, слоги и слова, просить составить из них предложение и прочитать его;
  • побуждать пациента общаться: задавать вопросы, совместно петь, проговаривать стихи;
  • прослушивать с больным любимые аудиокниги и пересказывать их содержание;
  • просматривать картинки, после чего просить их описать.

Если родственники проводят занятия с больным, перенесшим инсульт, в домашних условиях, важно доброжелательно относиться даже к малейшим попыткам пациента произносить слова, подбадривать его, а не исправлять ошибки. Чтобы помочь пожилым людям преодолеть речевой дефект, нужно проявлять настойчивость и постоянно с ними общаться.

Рекомендуем

«Старческое слабоумие: причины, симптомы, лечение» Подробнее

Медицинская справка

Когнитивные (т.е. познавательные) функции:

  • внимание (понимается возможность человека поддерживать нужный для познания уровень психической активности);
  • восприятие (возможность построения на основании информации, которая поступает в мозг от органов чувств, цельные образы и представления);
  • гнозис (подразумевается возможность понимать формируемые образы и связывать их с категориями разума);
  • память (возможность запомнить, хранить и воспроизводить предоставленную информацию);
  • интеллект (понимается возможность совершать действия с усвоенной информацией, т.е. выполнять анализ, сопоставление, оценку, обобщение, применять при решении задач);
  • речь (подразумевается способность общаться посредством символической знаковой системы, т.е. языка);
  • праксис (возможность формирования и включения в деятельность двигательных навыков, выстраивания, заучивания и автоматизации последовательности движений).

Под когнитивными нарушениями понимается снижение памяти, умственной работоспособности и иных когнитивных функций. Сравнение производится с индивидуальной нормой.

Появляются в результате:

  • локального повреждения мозга;
  • декомпенсации предшествующей церебральной болезни;
  • развития острой энцефалопатии.

Клиническая картина в зависимости от расположения зоны поражения (доли мозга):

  • передние лобные

    – нарушение планирования и контроля;

  • задние отделы левой лобной

    – афазия Брока, апраксия (больной может наметить план своих действий, требуемых для выполнения сложного двигательного акта, но не способен его выполнить);

  • левая теменная

    – ассоциативная афазия, идеомоторная апраксия (не может наметить план последовательных действий, чтобы выполнить сложный двигательный акт), синдром Герстмана, дефекты схемы тела, алексия, аграфия;

  • левое место соединения теменной и затылочной

    – оптико-пространственная агнозия, акалькулия, конструктивная апраксия (не может составить целый предмет из его частей);

  • правая теменная

    – анозогнозия, игнорирование ½ пространства;

  • левая височная

    – афазия Вернкике и/или амнестического типа;

  • правая

    – амузия, диспросодия, аритмия;

  • затылочная левая

    – оптико-предметная агнозия, изолированная алексия;

  • правая затылочная

    – лицевая, зрительная цветовая агнозия;

  • гиппокамп, таламус, медиобазальные лобные

    – амнезия.

Симптоматика:

  • ухудшение концентрации внимания;
  • дефекты управляющих функций в лице снижения интеллектуальной гибкости (проявляется инертностью, персеверацией) и когнитивного контроля (появляется импульсивность);
  • конструктивная диспраксия;
  • брадифрения;
  • нарушение памяти в части неполноты воспроизведения.

Медико-социальная значимость отклонений заключается в снижении работоспособности больного и возникновении проблем с бытовой и социальной адаптацией посте инсульта. Это негативно сказывается на качестве жизни, как пожилого, так и членов его семьи. За счет уменьшения эффективности нейрореабилитации дается плохой прогноз относительно полноты восстановления функций. Также снижается эффективность терапии и профилактики основной и сопутствующих болезней. Как результат, продолжительность жизни уменьшается.

Комплекс мер по восстановлению памяти и интеллекта у пожилых людей после инсульта

Приступать к реабилитации умственных способностей лучше еще во время нахождения больных в стационаре, после того, как общее состояние после инсульта стабилизируется. Но не следует подвергать головной мозг пожилых людей чрезмерным перегрузкам.

Восстановление функций памяти сопровождается предварительной медикаментозной терапией, направленной на поддержание поврежденных инсультом нервных клеток. Пожилым людям вводят соответствующие препараты (Актовегин, Тиоцетам, Пирацетам, Кавинтон, Кортексин) внутривенно, или они принимают их в таблетированном виде. Лечебный эффект от применения лекарств проявляется медленно, в течение 3–6 месяцев. Курс приема препаратов повторяют через 2–3 месяца.

При восстановлении памяти проводят следующие реабилитационные действия:

  • Тренировать способность к запоминанию: прослушивать и повторять цифры, слова, небольшие стихи. Для начала нужно добиться кратковременного запоминания — когда больной сможет повторить информацию сразу после ее прослушивания. Затем следует увеличивать срок запоминания — например, больной самостоятельно будет произносить цифры, когда его попросят посчитать.
  • Рассматривать фотографии, видеоролики, при этом вспоминать и произносить названия всех изображенных предметов.
  • Играть в настольные игры.
Рекомендуем

«Сахарный диабет у пожилых людей: особенности диагностики и лечения» Подробнее

В чем выражаются нарушения памяти?

Современная медицина предлагает рассматривать память человека на основе двух составляющих, которые играют важную роль в ее формировании. Это кратковременная и долгосрочная память, отвечающие за сохранность когда-либо запомненной информации, используемой в мыслительных процессах.

После инсульта может диагностироваться потеря памяти разных видов, и после такой диагностики можно начинать процесс восстановления с индивидуальным подбором методик:

  • нарушения вербальной памяти;
  • расстройства визуальной памяти;
  • потеря двигательных навыков;
  • нарушения эмоционально-образной памяти.

К самым сложным и трудно поддающимся восстановлению случаев относится сосудистая деменция, которую невозможно вылечить. Такой диагноз нельзя рассматривать как приговор, хотя у пожилых людей с деменцией после инсульта полностью пропадает адекватное восприятие окружающей действительности. При правильно подобранном курсе реабилитации и грамотно проведенном восстановлении можно замедлить процесс ухудшения состояния человека и адаптировать его к реальности.

Правила домашнего ухода для быстрого восстановления пожилых людей после инсульта

В первые дни после инсульта следует обратиться к специалисту по лечебной физкультуре, чтобы он обучил родственников проводить необходимые упражнения с пожилым больным на дому. В этом случае реабилитационный процесс пойдет быстрее и эффективнее.

Практика доказывает, что наилучшие результаты в восстановлении пожилых людей после инсульта дает сочетание активного лечения с физической нагрузкой, начатой как можно раньше. Если человек выжил, значит, он обладает и возможностями для реабилитации.

ВОЗ опубликовала программу, в которой излагаются принципы и этапы возвращения больных людей после инсульта к активной жизни и восстановления их жизненно необходимых навыков. Документ также описывает все необходимые упражнения, которые можно проводить в домашних условиях.

Восстановление пожилых людей после инсульта возможно только с помощью близких или специального персонала. Самостоятельно пройти процесс реабилитации невозможно, это очень трудная задача.

Пожилые люди во время реабилитации после инсульта нуждаются в том, чтобы их не только поддерживали морально, но оказывали и практическую помощь. Восстановление способности двигаться происходит следующим образом: родственник берет неподвижную конечность больного и начинает выполнять ею простые движения — вытягивать, разгибать или сгибать, поворачивать, имитировать хватание и т. п. В домашних условиях делать такие движения не составит труда. Мозгу необходимо время, чтобы запомнить, как работают определенные мышцы. Пройдет время, и больной начнет потихоньку двигать конечностью, перед этим его придется часто поправлять, просить повторить упражнения. Восстановление активных движений, которые больной сможет производить самостоятельно, будет означать конец реабилитационных мероприятий.

Быстрее всего возвращается крупная моторика. Возможность производить точные движения кистью, тонкая мимика лицевых мышц после инсульта вернется в самом конце последнего периода восстановления.

В упражнения обязательно включают словесные и зрительные компоненты, это необходимо для проведения должного лечения. В процессе занятий нужно описывать и показывать больным пожилым людям все, что происходит. Это способствует формированию новых нейронных связей.

Упражнения выполняют перед большим зеркалом, чтобы человек видел себя в полный рост. Между проговариванием того, что сейчас будет происходить, и собственно действием должно пройти какое-то время. Помощник говорит: «Сейчас будем поднимать руку», выжидает какое-то время, пока пожилой больной осознает смысл сказанного, и только затем поднимает его руку. Все эти действия пациент видит в зеркале. Подобные занятия помогают также восстановлению памяти.

Лечение в домашних условиях показывает очень хорошие результаты, ведь в него вложено столько любви и заботы со стороны близких людей. Надо помнить, что упорство будет главным помощником.

Конечно, при проведении занятий по восстановлению всегда нужно реально оценить возможности пожилого человека, перенесшего инсульт. В данном случае всегда поможет врач, который подскажет, как надо действовать. Родственникам важно соблюдать еще одно правило: не исключать пожилого больного из жизни семьи, не давать ему зацикливаться на болезни.

Также родным рекомендуется не принимать близко к сердцу проявления злости и агрессии со стороны больного, учиться не реагировать на подобные эмоциональные всплески. В этом случае нужно попробовать поставить себя на место человека, жизнь которого как будто с разгона налетела на стену. Последствия инсульта проявляются, в том числе, и в эмоциональных расстройствах, и способствует этому не только тяжелое органическое поражение мозга, но и новый социальный статус пожилого человека: он выпадает из своего привычного окружения, лишается работы, удовольствий, общения. Пережить такое могут далеко не все.

От поведения родственников, их реакции на происходящее зависит, как сложится в дальнейшем атмосфера в семье, как пройдет восстановление пожилого больного. Если не давать негативу пустить ростки в своей душе, то преодолеть можно любые трудности. Если же идти на поводу у скандалов и упреков, будет разрушено то немногое, что еще можно было бы спасти.

Рекомендуем

«Пониженное давление у пожилых людей: причины, симптомы и лечение» Подробнее

Основы когнитивной реабилитации после инсульта

Основывается на раннем систематичном подходе, приведенном в школах Анохина, Выготского, Лурии и других.

Базовые принципы:

  • стимулировать естественное восстановление психики;
  • тренинг отдельных дефектных когнитивных функций и знакомых бытовых действий;
  • помощь в компенсировании недостатка некоторых когнитивных функций и ограниченных бытовых навыков;
  • применение компенсаторного оборудования и помощи третьих лиц;
  • преобразование и структуризация окружающей среды.

Методы восстановительного обучения разделены на два вида. Первый – модально-неспецифические

направлены на тренировку нейродинамических параметров и мышления, вербальное и невербальное воздействие. При необходимости привлекаются специальное программное обеспечение, направленное на стимуляцию нейродинамических параметров. Сейчас ведутся исследования для уточнения эффективности целенаправленной компьютеризированной непрямой стимуляции определенных участков мозга для разработки методик узконаправленной реабилитации. На данный момент доподлинно неизвестно, помогают ли тренинги одной когнитивной функции с использованием компьютерных программ к улучшению именно ее, либо тренировки влияют на иные познавательные мозговые функции.

Модально-специфические

способы базируются на восстановлении когнитивных функций за счет сохраненной модальности с постепенным дозированным усложнением программы действий.

Комплекс нелекарственных методов восстановления когнитивных нарушений включает:

  • диету: употребление в достаточном количестве свежих фруктов и овощей, растительного масла, свежей рыбы и ограничение потребления продуктов, богатых холестерином, и поваренной соли, снижение избыточного веса;
  • когнитивную гимнастику;
  • когнитивный тренинг;
  • психологические и поведенческие коррекционные методики коррекции, где усилия в основном направлены на улучшение сна, духовное состояние при помощи специальных практик, арт-, музыкотерапии;
  • психотерапевтические методики;
  • медитацию и занятия йогой.

Когнитивная гимнастика

Это комплекс специальных физических упражнений, в том числе координационных движений и элементов точечного самомассажа. Они помогают установить связь между кинестетической, визуальной, оптико-моторной и аудиальной системами. Упражнения условно разделены на группы:

  1. Общеразвивающие.
  2. Направленные на развитие координации (телесные).
  3. Для растягивания мышечных тканей тела (растяжки).
  4. Для повышения энергии тела и релаксации.

Сначала упражнения выполняются лежа или сидя на стуле. Постепенно комплекс расширяется. Учитывается общее состояние пациента и его самочувствие. Больному предлагаются упражнения из положения стоя, с опорой на стул, без опоры и в ходьбе. На выполнение каждого упражнения в медленном и плавном темпе отводится 1—2 мин. Гимнастика проводится ежедневно с учетом разработанной программы, общего состояния пациента. Одно занятие в щадящем двигательном режиме 10-15 мин., щадящем тренирующем – 15-20 мин., тренирующем – 25-30 мин. Урок состоит из 3 частей: подготовительная, основная и заключительная.

Показания к когнитивной гимнастике – когнитивный дефицит, снижение внимания и ухудшение памяти. Противопоказания – нет вербального контакта с пациентом, имеется тотальная афазия, общее самочувствие плохое.

Когнитивный групповой тренинг

Проводится в группах по 12-15 человек. Продолжительность – 75-90 мин. Специалист должен учитывать, что на пожилых негативно отражается присутствие людей другого пола того же возраста. Им больше нравится посещать занятия (особенно престарелым с тяжелыми когнитивными нарушениями), если в группе только сверстники их же пола.

При формировании списка участников каждой группы учитывается тяжесть когнитивных дефектов. Желательно посещение уроков больных с разной степенью, поскольку это стимулирует естественную конкуренцию, следовательно, повышается активность работы. Однако специалист должен придерживаться допустимого порога эмоционального напряжения во избежание обратного эффекта.

Если занятие подразумевает письменные задания, то материал выдается каждому члену группы в распечатанном виде вместе с четкими инструкциями. Как выполнять упражнение также объясняется устно. Это необходимо, чтобы каждый правильно понял суть.

Каждое занятие содержит разнообразные и различные между собой упражнения. При составлении программы учитываются индивидуальные предпочтения и динамика лечения. По окончанию работы анализируются ошибки, но внимание акцентируется не на «неудаче», а на том, что у пациента обязательно все получится. Для разнообразия урока используются игровые формы подачи материала, развивающие игры. Это помогает не только снять психологическую напряженность, но и повысить коммуникабельность и настроение участников. Тренинг проводятся в совокупности с психофармакотерапией.

Цели:

  • Откорректировать память за счет перестройки и интегрирования с восприятием и мышлением. Используются разнообразные мнемотехнические методы.
  • Активизировать процессов всех видов внимания.
  • Развить и тренировать умения логического мышления, отвечающие за формирование целенаправленности, последовательности и гибкости умственных заключений.
  • Развить образное мышление, без которого не восстанавливается ассоциативная память.
  • Вовлекать каждого члена группы в тренировочный процесс, что помогает улучшить коммуникабельность.
  • Преодолеть социальную изолированность пациентов, сформировать умения соц.адаптированного поведения в группе.
  • Расширить общий кругозор для мотивирования включиться в иные формы трудовой и досуговой деятельности.
  • Совершенствовать вербальные навыки путем повышения активного словарного запаса.
  • Привлекать каждого участника группы к творчеству, способствующему поиску оригинальных когнитивных и поведенческих тактик.
  • Обучить переключать внимание с негативных эмоций на продуктивную активность.
  • Создать благоприятную эмоциональную атмосферу, пациент должен ощущать удовлетворение от итогов своей работы. Это позволяет преодолеть интеллектуальную и социальную ангедонию.
  • Тренировать регуляторные функции посредством соблюдения смены умственной работы с отдыхом и иными вариантами активной деятельности.
  • Выработать критерии для оценивания в динамике эффективности когнитивного восстановления.
  • Формировать мотивационные установки на индивидуальную работу в повседневной жизни.

Порядок занятия

Начинается урок со «Знакомства», когда каждый участник представляется, отвечает на вопросы специалиста о его предпочтениях. Последующий человек должен представиться, а также рассказать о предыдущем члене группы: его ФИО, возраст, что он отвечал. Это помогает завязать беседу, тренировать память, снять напряженность. Далее идут легкие физические упражнения, направленные на разогрев мышц (разминка).

Основная часть – упражнения на все виды когнитивных функций: внимание, памяти, мышление и регуляторные процессы. Часть заданий трудоемкие, требуют от участников сосредоточенности или же совместного поиска оптимального решения.

Окончание занятия – эмоциональная релаксация в игровой форме. Например, «Русское лото» или «Тримино».

Примеры упражнений на развитие внимания

  1. Закрыв глаза, мысленно рисовать цифры от 0 до 9, только в качестве кисти выступает кончик носа.
  2. Специалист показывает в течение короткого времени необычный предмет и прячет. Пациенты подробно описывают его.
  3. Участники должны считать от 1 до заданного числа по кругу. Нужно останавливаться на тех цифрах, которые подходят под определенные критерии.
  4. Считать по кругу вслух от 1 до определенного числа. При выпадении числа, например, с «2», произносить не его, а фразу «не собьюсь». Счет идет заново.
  5. Выдаются участникам вырезки из журналов (учитываются интересы каждого). Человек должен внимательно прочитать статью и вычеркнуть слова, которые подходят под заданные критерии. В конце каждого просят рассказать о прочитанном (об этом требовании заранее не предупреждают).
  6. Члены группы сидят с закрытыми глазами. Пациенту задается вопрос такой, чтобы ответ на него предусматривал возможность подмечать небольшие детали при восприятии окружающих.
  7. Закрыв глаза и, игнорируя сторонние звуки и мысли, подумать сначала о планах на вечер, затем о прочитанной на днях книге и, потом, вспомнить яркое положительное событие из жизни.
  8. Каждому участнику выдаются таблицы из набора букв. Среди них спрятаны слова (только существительные). Участник должен найти их.

Примеры упражнений на развитие памяти

  1. Сидя с закрытыми глазами, представить свою комнату. Озвучиваются ведущим 10 слов. Их следует запомнить и в порядке озвученной очередности расположить в представленном помещении.
  2. Под диктовку на листике записывается ряд слов столбиком. Участник должен к каждому из них подобрать другое слово-ассоциацию и записать рядом, но в другом порядке. Затем закрыть первый столбик и по ассоциациям восстановить его.
  3. Рассказывается мини-история, чтобы у участников сформировались стойкие зрительные образы для запоминания ключевых слов.
  4. Сначала участники между собой разбирают, какие ассоциации у них возникают в отношении той или иной цифры. Следующий этап – ведущий озвучивает последовательность названий данных предметов. Участники должны воссоздать цифровую последовательность.
  5. Нужно сделать схему известного объекта по памяти, например, расположение комнат в квартире.

Примеры упражнений на тренировку образного и логического мышления

  1. Нужно мысленно трансформировать предложенные китайские иероглифы в объекты, людей или явления
  2. Группу делят на 2 команды и садят друг против друга. Одной выдают карточки с терминами. Команда сообща должна объяснить противникам функциональное определение каждого понятия. Задача второй команды – угадать. Дальше происходит смена ролей.
  3. Дается длинное слово. Из его букв участники должны составить максимальное количество новых.
  4. Группа разделяется на команды по 3-4 человека. Используются большие каминные спички. Из них на столе выкладываются равенства по определенному условию. Задача команды исправить уравнение, либо сделать новые.
  5. Дается 2 слова, нужно составить с ними логическую цепочку. Выполняется по очереди всеми участниками.
  6. Выбираются буквы из русского алфавита и им присваиваются номера от 1 до 9. Участник называет цифровую комбинацию, другие члены группы должны разгадать слово.
  7. Дается набор слов разнообразной семантической близости. Из них пациенты должны написать маленький рассказ, который логичен и включает все слова.

Загадки, логика, головоломки

Это увлекательные упражнения, позволяющие тренировать все когнитивные функции.

«Филворд». Каждому выдается табличка с буквами. Ведущий загадывает загадки по интересной всем участникам теме. Слова-отгадки нужно найти и отметить в таблице.

Как долго длится восстановление памяти после инсульта

Процедуры реабилитации после инсульта, проводимые специалистами наших частных пансионатов включает комплексный подход. Это значит, что кроме восстановления памяти с пациентами занимаются психологи, которые помогают стабилизировать психоэмоциональное состояние и вернуться к нормальной жизни.

Сам процесс восстановления памяти и его длительность зависят исключительно от поставленного диагноза и степени разрушения нейронной сети. Очень важно, чтобы пациент сразу после инсульта стал проходить курс реабилитации и соблюдал все предписания врача, что бы изменения стали обратимыми.

Утратив память и часть когнитивных способностей, человек чувствует себя дезориентированным и часто впадает в депрессию. Для пожилых людей важно организовать оптимальные условия проведения терапии и создать комфортные психологические условия, при которых реабилитация пройдет максимально результативно.

Восстанавливается ли память после инсульта?

Разрушенные нейронные связи можно восстановить и это обеспечит возможность частично или полностью вернуть человеку память.

Но для этого необходимо создать оптимальные условия и разработать комплекс методик, регулярно проводить занятия и следить за текущим состоянием здоровья пожилого человека:

  • систематическая тренировка памяти и активизация мыслительных процессов;
  • медикаментозная терапия с применением препаратов улучшающих память;
  • использование интеллектуальных игр и упражнений для укрепления памяти.

Занятия и упражнения не должен излишне перегружать мозг, в жизни человека важно находить время на отдых и развлечения. Специализированный частный пансионат для пожилых в Московской области предлагает уникальные и индивидуально адаптируемые комплексы программной реабилитации для людей, которые перенесли инсульт.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]