Органические поражения ЦНС — группа разнообразных нервно-психических расстройств, развивающихся вследствие воздействия на мозг различных патологических факторов на разных этапах онтогенетического развития. Эта патология имеет множество вариантов протекания и различные механизмы развития.
Патогенез и соответственно, клинические проявления церебрально-органических расстройств зависят:
- от причин поражения;
- периода, в котором произошло поражение мозга;
- локализации, интенсивности и глубины повреждения мозговых структур;
- времени, прошедшего с момента начала заболевания, которое привело к поражению мозга.
Если неблагоприятные факторы воздействовали на плод на эмбриональной стадии развития, то могут возникнуть тяжелые пороки развития, несовместимые с жизнью.
Повреждения центральной нервной системы могут возникнуть у ребенка в разные периоды: в период внутриутробного развития (антенатально), во время родов (интранатально) и после рождения ребенка (постнатально).
Классификация органических поражений ЦНС у детей в современном мире, как правило основана на причинах и механизмах, которые могут привести к поражению ЦНС у новорожденных или детей старшего возраста. Согласно данной классификсации, выделяют 4 группы перинатальных нарушений ЦНС:
- травматические поражения поражения ЦНС у новорожденных. Такой случай, является ведущим сопровождающем фактором повреждения тканей центральной нервной системы в родах или первых часах жизни ребенка;
- гипоксические поражения ЦНС: основным фактором поражения является недостаток кислорода;
- токсико-метаболические и дисметаболические поражения центральной нервной системы у новорожденных: фактором поражения в данном условии, является нарушение обмена веществ в организме ребенка при внутриутробном периоде;
- поражение ЦНС у детей при инфекционных заболеваниях: основное повреждающее действие оказывает инфекционный агент (как правило вирус).
Причины органического поражения ЦНС у новорожденных
- Соматические заболевания матери
- Принятие лекарственных средств во время беременности
- Вредные привычки матери
- Стресс
- Неправильное питание матери
- Незрелость беременной женщины
- Острые инфекционные заболевания при беременности
- Наличие наследственных заболеваний связанных с поражением центральной нервной системы у детей в раннем возрас
- Нарушение обмена веществ у беременной
- Патологическое течение беременности
- Неблагоприятная экологическая обстановка (резкие перепады температуры и давления)
- Воздействие радиации, токсических веществ
Интранатальными причинами являются патологическое течение родов, натальные (родовые) травмы.
Постнатальные причины:
- Ишемический или геморрагический инсульт
- Травмы ЦНС
- Нейроинфекции
- Опухоли головного и спинного мозга.
F03 Деменция неуточненная
Пресенильная(ый):
- деменция БДУ
- психоз БДУ
Первичная дегенеративная деменция БДУ
Сенильная(ый):
- деменция: — БДУ — депрессивного или параноидного типа
- психоз БДУ
При необходимости указания на сенильную деменцию с делирием или острую спутанность сознания используйте дополнительный код.
Исключены: старость БДУ (R54)
Подробнее
Симптомы поражения центральной нервной системы
- Нарушения речи. Отмечается позднее развитие речи, бедный словарный запас, а в тяжелых случаях — полное отсутствие речевых навыков: дети с таким видом поражени ЦНС способны произносить только звуки и некоторые единичные слова.
- Нарушение моторики. Дети с органической патологией ЦНС позже начинают держать головку, сидеть, ходить. Нарушаются произвольные движения, это вызывает затруднения при самостоятельном приеме пищи, играх, самообслуживании.
- Нарушение психики. Об органическом поражении ЦНС у ребенка говорит его плохая успеваемость в школе и детском саду.
Параллельно могут возникать и такие проблемы: нарушение памяти, логичного мышления, отставание в развитии, интеллектуальная недостаточность (от легкого снижения интеллекта до дебильности, идиотии, олигофрении), дефекты восприятия окружающего мира, новой информации, невозможность обучения. Поражение ЦНС у детей необходимо сразу же лечить, записавшись на диагностику в наш медицинский центр. Чем раньше будет начато комплексное лечение поражений центральной нервной системы у детей, тем более высокие шансы на полное благополучный результат.
Для таких детей характерна повышенная возбудимость или, наоборот, инертность.
Возможные исходы органического поражения мозга:
- Практически полное выздоровление. Об этом говорят при отсутствии каких-либо заметных дефектов при поражении центральной нервной системы у новорожденных
- Проявления, не представляющие опасности для жизни, но в той или иной мере ограничивающие трудовую деятельность и самообслуживание.
- Грубые нарушения — человек прикован к постели, нуждается в постоянном постороннем уходе.
Исход заболевания напрямую зависит от своевременности постановки диагноза, правильного комплексного лечения, а также от возраста пациента.
Варианты течения органических психических расстройств
Органические психические расстройства бывают острыми (например, делирий, органический галлюциноз), возникающими внезапно, — и хроническими, начинающимися незаметно, текущими медленно и, чаще всего, необратимо (деменция, органическое изменение личности).
Наиболее частые причины органических поражений головного мозга — травмы, инфекции, интоксикации, опухоли, первично-дегенеративные процессы и сосудистые поражения головного мозга.
Психоорганический синдром протекает в четырех вариантах:
- астеническом (истощаемость, раздражительность при сохранном интеллекте),
- эксплозивном (взрывчатость, агрессия, незначительное снижение памяти),
- эйфорическом (повышенное настроение, беззаботность, расторможенность влечений) и
- апатическом (апатия, снижение интереса к окружающему и собственной жизни, выраженное снижение памяти)
Эти четыре варианта — это последовательно сменяющие друг друга стадии течения органического заболевания головного мозга.
Как лечат патологии нервной системы
Как и во всех остальных случаях, лечение нужно начинать как можно раньше. Первым этапом является обращение к неврологу и прохождение диагностики. Стандартные методы обследования:
- общие анализы;
- МРТ;
- КТ.
Лечение, как правило, комплексное, с применением разных средств:
- медикаменты;
- процедуры (физиотерапия);
- лечебная физкультура;
- оперативное вмешательство.
Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде — органические повреждения мозга при алалии имели место в пренатальном или раннем постнатальном периоде. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование клеток коры головного мозга и когда стаж пользования ребенком речью еще очень мал. Развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребенка.
Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга.
Изучение патофизиологических механизмов, лежащих в основе алалии, обнаруживает широкую иррадиацию процессов возбуждения и торможения, инертность основных нервных процессов, повышенную функциональную истощаемость клеток коры головного мозга (И. К. Самойлова, 1952). Исследователи отмечают недостаточность пространственной концентрации возбудительного и тормозного процессов в коре мозга. Изучение электрической активности мозга у детей с алалией выявило четкие локальные изменения биопотенциалов преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария (Л. А. Белогруд, 1971; А. Л. Линденбаум, 1971; Е. М. Мастюкова, 1972).Последние исследования показывают, что при алалии имеют место нерезко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т. е. билатеральные поражения. По-видимому, при односторонних повреждениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально развивающегося и функционирующего полушария. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затруднительной. Таким образом, не подтверждается ранее существовавшая точка зрения об узколокальном характере повреждения речевых зон головного мозга (коркового конца речеслухового и речедвигательного анализаторов)».(Волкова Л.С.)
Формы алалии.
Алалия моторная (экспрессивная).«Алалия — это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга….
Обусловленность алалии патологией ЦНС в доречевой период указывает на то, что алалия — следствие каких-либо ранних патологических влияний на головной мозг ребенка. Отнесённость патологии преимущественно к уровню коры свидетельствует о том, что в патологический процесс вовлечены в основном не элементарные, мышечно-двигательные или чувствительные, а высшие отделы ЦНС, тесно связанные с мышлением».
Экспрессивная речь реализуется за счет разных уровней мозга. На гностико-праксическом уровне осуществляется артикуляционный праксис: афферентный (кинестетический) связан с функционированием нижнетеменной (постцентральной) зоны, эфферентный (кинетический) артикуляционный праксис обеспечивается премоторной корой мозгаНа символическом (языковом) уровне мозговые механизмы речи актуальны для фонологической (фонематической) системы языка, а также для лексической и синтаксической системы. В рамках лексической системы языка основным видом речевой деятельности является называние — функция, которая осуществляется преимущественно третичной (височно-затылочной) зоной слева (по Е.П. Кок).
Мозговая организация синтаксической системы языка (фразовой речи) имеет наиболее сложную разноуровневую структуру. На уровне глубинного («ядерного») синтаксиса основную роль играют лобные доли мозга. Ядерная синтаксическая структура фразы — это, по «существу», ее предельно свернутая программа.
Она отличается высокой степенью логичности и, следовательно, близка к мыслительной деятельности в целом.Поверхностная синтаксическая структура фразы представляет собой «разворот» ее ядерной части. Она осуществляется преимущественно за счет задне-лобных отделов левого полушария, где «хранятся» типовые модели фраз, а также за счет теменных долей мозга, ответственных за морфологические языковые операции».(Визель Т.Г.)
Основные направления коррекционной работы:
· Раннее начало коррекционной логопедической работы ( с 2х-2,5 лет) дает наилучшие результаты. Это позволяет избежать появления вторичных симптомов – остановки интеллектуального развития, появления речевого негативизма, психологических наслоений.· Работу с неговорящим ребенком-алаликом следует начать с формирования у ребенка желания пользоваться вербальной речью.
· Основным смыслом логопедической работы при моторной (экспрессивной) алалии является формирование лексической и грамматической стороны речи, научение пользоваться самостоятельной связной речью.· Поскольку механизмом моторной алалии является несформированность или неполноценность различных нейронных связей в КГМ (межполушарных и межанализаторных), набор, расширение и уточнение словаря, освоение всех возможных грамматических моделей русского языка требует очень длительной работы. Рекомендуется использовать комплексный подход, когда с ребенком занимаются специалисты и родители не только речью, но и общей моторикой, развитием невербального интеллекта, развитием зрительного восприятия, сопровождая всю деятельность ребенка речью.* подробнее читайте в языковой концепции
.Алалия сенсорная (импрессивная).
«Импрессивная речь (восприятие речи) осуществляется преимущественно за счет левой височной коры. При этом первичные поля этой области, являясь корковым концом слухового анализатора, обеспечивают (совместно с первичными полями правой височной доли) физический слух. За счет вторичных полей приобретается и используется в дальнейшем функция речевого слухового гнозиса, т.е. способность узнавать (различать) речевые сигналы. Благодаря деятельности коры на уровне третичных полей обеспечивается формирование и дальнейшее пользование фонематической системой языка. Это осуществляется зоной перекрытия височной, теменной и затылочной долей (ТРО). Она ответственна также за понимание сложных логико-грамматических оборотов речи». (Визель Т.Г.)
Основные направления коррекционной работы:
· Коррекционную работу следует начинать максимально рано.· Главной задачей логопедической работы при сенсорной алалии является развитие понимания обращенной речи.· Начинать коррекционную работу следует с ограничения слуховой информации вокруг ребенка (радио, телевизор).
· Первоначальный набор понимаемого словаря осуществляется через знакомство с реальными предметами, действиями.
· Новые слова предъявляются ребенку в неизменной форме. К словоизменению приступают, когда слово хорошо усвоено, таким образом ребенка знакомят с каждой формой слова.· Коррекционную работу с сенсорным алаликом можно строить, опираясь на зрительный анализатор. Поэтому ребенка с сенсорной алалией как можно раньше начинают обучать глобальному чтению и развитию фразовой речи с помощью схем.
· Следует обратить внимание на развитие фонематического слуха (восприятия, анализа, внимания), развитие мышления, памяти, восприятия, внимания через сохранные анализаторы.
F05 Делирий, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами
Экологически неспецифический органический церебральный синдром, характеризующийся одновременным нарушением сознания и внимания, восприятия, мышления, памяти, психомоторного поведения, эмоций, цикличности сна и бодрствования. Длительность состояния варьируется, и степень тяжести колеблется от средней до очень тяжелой.
Включены: острый(ое)(ая) или подострый(ое)(ая):
- мозговой синдром
- состояние спутанности сознания (неалкогольной этиологии)
- инфекционный психоз
- органическая реакция
- психоорганический синдром
Исключена: белая горячка алкогольная или неуточненная (F10.4)
Подробнее