Пороки сердца у детей: аневризма межпредсердной перегородки

АМПП обычно не представляет угрозу жизни малыша, такие дети нормально развиваются, и со временем этот недуг может пройти сам собой. Но в тех случаях, когда патология у ребёнка не ограничивается одной аневризмой, а сочетается с другим пороком сердца, то это уже конечно повод для беспокойства родителей. Хороший специалист УЗИ в Махачкале может определить аномалии сердца у новорожденного в ходе проведения ультразвукового исследования уже в первые дни рождения младенца.

Разновидности и последствия патологии

Аневризма межпредсердной перегородки представляет собой аномальное выбухание стенки между предсердиями в одну из сторон. Чаще всего выпячивание происходит в сторону, где находилось открытое овальное окно (ООО), так как в этом месте сердечная мышца ещё недостаточно прочна. Овальное окно между предсердиями необходимо плоду в период нахождения в утробе матери, когда у него ещё не функционирует лёгочное дыхание. Оно способствует перераспределению кровотока между левым и правым предсердиями и после появления младенца на свет должно закрываться.

Однако в практической деятельности специалистов медицинских в Махачкале встречаются такие случаи, когда окно у новорожденного остаётся открытым или не полностью закрытым в течение достаточно длительного времени (год и более). Это приводит к тому, что под давлением кровотока недостаточно окрепшая стенка миокарда начинает выпячиваться в какую-то сторону. Во врачебной практике сочетание аневризмы с имеющим место дефектом перегородки у детей встречается намного чаще, чем отдельно АМПП без каких-то дополнительных патологий сердца. Типы аневризмы классифицируют в зависимости от того, в какую сторону направлен прогиб межпредсердной перегородки, такие как:

  1. С выпячиваением в правое предсердие.
  2. В левое предсердие.
  3. S-образная, при которой разные части перегородки выбухают в разные стороны.

Если возникновение аневризмы не приводит к перераспределению кровотока из одной сердечной камеры в другую, то опасности такая патология не представляет, прогноз можно назвать благоприятным. В противном случае вследствие возрастания кровяного давления в лёгочном стволе возможно развитие лёгочной гипертензии.

Краткое описание

Дефект межпредсердной перегородки (ДМПП) — ВПС с наличием сообщения между предсердиями. Статистические данные: 7,8% всех ВПС, выявляемых в грудном возрасте, и 30% — у взрослых; ДМЖП типа ostium secundum — 70%, ostium primum — 15%, sinus venosus — 15%; синдром Лютембаше составляет 0,4% всех случаев ДМПП, сочетание ДМПП с пролапсом митрального клапана — 10–20%; преобладающий пол — женский (2:1–3:1).

Код по международной классификации болезней МКБ-10:

  • Q21.1 Дефект предсердной перегородки

Каковы внешние проявления болезни?

При врождённой аневризме межпредсердной перегородки у детей, когда нет дополнительных каких-то пороков сердца у малыша, заболевание не влияет на физическое или умственное развитие малыша и не выражается какими-либо симптомами. Другое дело, если патология сочетается с другими врождёнными болезнями сердца. В таких случаях отмечают проявления таких признаков у ребёнка, как:

  • повышенная частота сердечных сокращений;
  • синюшность кожи в носогубном треугольнике;
  • наличие одышки у младенца при кормлении грудью;
  • плаксивость, беспокойство;
  • нарушения сна.

У детей более старшего возраста могут замечаться признаки тахикардии, болезненные ощущения в груди со стороны сердца, повышенная утомляемость, слабость, головокружения, потеря аппетита, головные боли, сонливость и т. д.

Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей в МЦ CORTEX.

Минимальные

мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возраст: частота встречаемости среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20%.При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960–е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД.

Перечень нозологических форм, рассматриваемых по МКБ 10 в рамках ММД.

Шифр МКБ — 10Нозологическая форма заболевания
РазделF 8Нарушения психологического развития
F 80Расстройства развития речи
F 81Расстройства развития школьных навыков:дисграфия, дислексия, дискалькулия
F 82Расстройства развития двигательных функций — диспраксия
РазделF 90-F98Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте
F 90Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
F91Расстройства поведения

Причины развития минимальной мозговой дисфункции до конца не выяснены.

Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:

• наследственная предрасположенность;

• гемолитическая болезнь возникает у плода, которая развивается в случае резус-конфликта с матерью, что приводит к разрушению эритроцитов крови у ребёнка;

• различные заболевания и инфекции, которые перенесла женщина во время беременности;

• анемия матери: недоедание, авитаминоз и т.д.;

• сильный токсикоз;

• угроза прерывания беременности (выкидыша), например, вследствие сильного стресса, гипертонуса или гипотонуса матки и пр.;

• любые вредные внешние воздействия на женщину в период беременности: радиация, вирусы, инфекции, бактерии и т.д, сюда также входит плохая экологическая обстановка;

• недостаток кислорода (гипоксия), удушение плода (асфиксия) в процессе родовой деятельности, например, обвитие горла младенца пуповиной, или долгое прохождение плода по родовым путям;

• преждевременные роды;

• слабая родовая деятельность или же, наоборот, стремительные роды;

• повреждение спинного мозга в процессе родов;

• недостаток питания в младенчестве и раннем детстве;

• развитие таких заболеваний у младенца, как: порок сердца, бронхиальная астма, инфекционные заболевания и пр.

ММД наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах. Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.И дело вовсе не в том, что ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.

Клинические проявления при минимальной мозговой дисфункцииразличны в зависимости от возраста ребенка:

У младенцев основные симптомы ММД следующие:

• повышенная плаксивость и капризность;

• учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;

• наличие спазмов и судорог;

• расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: частое срыгивание, понос и пр.;

• трудности со сном и засыпанием.

Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста:


Гиперактивность и синдром дефицита внимания: — ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте); — ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий; — часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими; — вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе; — возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений). Сфера внимания: нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок. Речевая сфера: на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений. Нарушения со стороны памяти: проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения. Двигательная сфера: у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения. Пространственное ориентирование: такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр. Эмоциональная сфера: лабильность эмоционального состояния. У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), истерического склада личности, несамостоятельности.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития.


— К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. — Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. — Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.

Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.

Лечение ММД комплексное и включает несколько направлений: — Психолого-педагогические мероприятия: 1. Следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность. 2. Необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам. 3. Обязательно соблюдение некоторых режимных моментов (ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.). 4. Способствовать развитию слабых сторон ребенка: играть в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминать сказки и стихи, но не механически – стараться заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД наряду с методами психолого–педагогической коррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД выражены настолько, что не могут быть преодолены лишь с помощью психолого–педагогических мер. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе антиоксиданты(мексидол, актовегин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол, семакс, кортексин). Однако вышеуказанные методы, воздействует на отдельные симптомы ММД, не влияют на причины заболевания в целом и, как следствие, невсегда дают выраженный положительный эффект в целом.

Специалистами МЦ «CORTEX» разработан новый высокоэффективныйметод лечения детей, страдающих различными формами задержек психического и речевого развития, в том числе ММД – БИОФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ речевых центров головного мозга. Основное нейроспецифическое лечение — БФА — воздействует на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса, гнозиса; на артикуляционный аппарат, способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют интеграцию всех сигналов из внешнего мира и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, память, внимание, способствует его социализации. Лечебная методика базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении утраченных связей не только между центрами, но и межполушарных. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные межнейронные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в речевой функции. Лечение ММД должно носить комплексный характер, что приводит к более выраженному и стойкому положительному эффекту. Специалистами МЦ CORTEX разработан новый высокоэффективный комплекс лечения детей, страдающих различными формами ЗПР и ММД. Составляющими лечебного процесса являются: диагностика, основное нейроспецифическое патогенетическое лечение — БФА речевых центров головного мозга и комплекс вспомогательного лечения. В МЦ CORTEX каждому пациенту обязательно проводится комплексное разностороннее обследование: первичный осмотр детского невролога, консультация педиатра, тестирование речевых функций логопедом – дефектологом, психологическое консультирование, компьютерная ЭЭГ и вызванные потенциалы головного и спинного мозга, а также нейроиммунологическое обследование крови на нейротропные вирусы (цитомегаловирус, краснуха, Эпштейн-Барр, простой герпес и другие), исследование уровня антител к специфическим белкам ЦНС с целью определения степени повреждения и гипоксии нервной ткани. Исследование позволяет определить скрытую нейроинфекцию, которая тормозит созревание речевых, гностических центров и центров праксиса. Все вышеперечисленные методы диагностики позволяют прогнозировать дальнейшее течение заболевания и сформировать наиболее оптимальный лечебный комплекс для каждого пациента, а также подтвердить, уточнить или сменить диагноз.

Вспомогательное лечение — комплекс, в который включены самые передовые медицинские технологии симптоматического лечения различных форм ЗПР, ЗРР и ММД:

1. Нейропротективная терапия для регулирования интегративной деятельности мозга, лимфомежклеточная терапия и эндоназальный электрофорез кортексина – методики, позволяющие доставлять малые дозы церебропротекторовэндолимфатически, они непосредственно попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер.

2. Транскраниальная и трансвертебральнаямикрополяризация удачно сочетает в себе неинвазивность и избирательность воздействия позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции. Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др.) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и др.) проекциях головного или спинного мозга.

3. Дифференцированный сегментарный массаж, способствующий нормализации мышечного тонуса и оказывающий расслабляющий и седативный эффекты при гипервозбудимости ребенка.

4. С целью нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС в МЦ CORTEX применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины -подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит». Прибор позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе, что способствует нормализации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, развитию и восстановлению координации движений. Аппарат обеспечивает возникновение импульса и поступление его к коре мозжечка, позволяя опосредованно формировать и улучшать навыки речи и восприятия окружающего мира.

5. Логопедическая коррекция включает диагностику степени речевых нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии;

6. Психологическая помощь включает в себя: индивидуальные консультации, патопсихологические пробы (исследование внимания, памяти, мышления, особенностей эмоционально-личностной сферы) и нейропсихологические пробы (исследование латеральных предпочтений, моторной и сенсорной асимметрии, общей осведомленности, познавательных, речевых, мнестических, интеллектуальных функций). Составляется экспериментально-психологическое заключение, которое выдается родителям. Специалистом подбирается индивидуально-психологическая программа коррекции нарушений в той или иной сфере для конкретного ребенка и дальнейшие рекомендации.

7. Метод аудиовокальных тренировок RUSTOMATIS по методу А. Томатиса. В 50-х годах XX века в процессе изучения автором методики влияния на мозг человека звуков различной частоты было обнаружено, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. В настоящее время разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Система аудиокоррекции настраивает, тренирует и «обучает» вестибулярный аппарат и системы слухового анализатора правильно обрабатывать поступающую информацию.

В процессе комплексного лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией, участвующих в управлении высшими когнитивными функциями и ассоциативными системами головного мозга. У ребёнка улучшается память, усиливается внимание, развивается мелкая моторика, активизируется мышление. В ходе лечения удаётся значительно улучшить речь, поведение, дети становятся спокойнее, лучше усваивают новую информацию, повышаются успехи в школе.

Очень важно раннее выявление и коррекция симптомов минимальной мозговой дисфункции, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители, педагогии врачи взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.

Диагностика и лечение АМПП

Основными, действенным методом выявления аневризмы межпредсердной перегородки у детей является ультразвуковое исследование сердца, которое также называют эхокардиографией. Даная процедура отличается абсолютной безопасностью и отсутствием каких-либо болезненных ощущений для обследуемого ребёнка. Во всех клиниках сети медицинских в Махачкале используются самые современные аппараты УЗИ, на которых работают высококлассные специалисты своего дела, что делает возможным достоверную диагностику даже у самых маленьких пациентов со скрытыми, бессимптомными формами патологий.

При выявлении нетяжёлых форм аневризмы у детей особого лечения не требуется. Таким малышам нужно раз в год проходить консультацию у врача-кардиолога после прохождения УЗ-диагностики. Маленьким пациентам рекомендуются щадящие физические нагрузки, избегать психоэмоциональных нагрузок, прогулки и игры на свежем воздухе, полноценный, продолжительный сон и рациональное питание, богатое витаминами, белком и необходимыми ребёнку микроэлементами. Очень полезны для детей с АМПП сеансы психотерапии, аутотренинги. Для улучшения сердечной деятельности лечащим врачом обычно назначаются также процедуры электрофореза с магнезией.

Причины

Этиология: факторы, формирующие ВПС (см. Тетрада Фалло).

Патогенез • Величина и направление сброса зависят от размера дефекта и относительной податливости желудочков • У взрослых правый желудочек более податлив, чем левый, вследствие этого сброс происходит из левого предсердия в правое • Небольшой сброс ведёт к умеренной объёмной перегрузке правых отделов сердца, и давление в лёгочной артерии остаётся нормальным • Выраженность лёгочной гипертензии может быть незначительной даже при большом сбросе • Только в редких случаях развивается тяжёлая лёгочная гипертензия, приводящая к правожелудочковой недостаточности и сбросу справа налево • В отличие от ДМЖП, при ДМПП сброс меньше и влияет только на правые отделы сердца.

Варианты ДМПП • Ostium secundum (вторичные дефекты) локализуются в области овальной ямки, часто бывают множественными, сопутствуют многим синдромам: синдрому Холт–Орама (ДМПП типа ostium secundum в сочетании с гипоплазией пальцев), синдрому Лютембаше (сочетание ДМПП со стенозом митрального клапана), сочетанию ДМПП с пролапсом митрального клапана и др. • Ostium primum (первичные дефекты) обычно больших размеров, локализуются в нижней части перегородки, в месте прикрепления митрального и трёхстворчатого клапанов, межпредсердной и межжелудочковой перегородок. Бывают составной частью открытого АВ — канала и нередко сочетаются с аномальным дренажём лёгочных вен, расщеплением передней створки митрального клапана, митральной недостаточностью и синдромом Дауна • Дефекты типа sinus venosus локализуются около устья верхней полой вены и синусового узла, нередко сочетается с синдромом слабости синусового узла, АВ — узловым ритмом и аномальным дренажём лёгочных вен.

Симптомы (признаки)

Клиническая картина

Жалобы: одышка, сердцебиение, быстрая утомляемость при физической нагрузке, отставание в физическом развитии, частые инфекции, парадоксальные эмболии.

Объективно • Бледность кожных покровов • Борозды Харрисона — смещение участков грудной клетки в результате хронической одышки • Расщепление I тона с выраженным компонентом трёхстворчатого клапана • Выраженное фиксированное расщепление II тона (выраженное — из — за удлинения времени выброса крови из правого желудочка; фиксированное — из — за того, что зависимость венозного возврата от фаз дыхания нивелируется сбросом из левого предсердия) • Щелчок изгнания и мягкий систолический шум относительного стеноза лёгочной артерии во втором межрёберном промежутке слева от грудины • Из — за увеличения кровотока через трёхстворчатый клапан иногда возникает низкочастотный диастолический шум над мечевидным отростком грудины.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]