Нормальные значения
Оптимальные показатели зависят от возраста ребенка. У годовалого малыша минимальное значение составляет 90/50 мм ртутного столба. У детей от 2 до 9 лет норма – 100/60, у подростков – 110/70, после 16 лет – 120/70. Иногда значения для каждого возраста вычисляются по формуле 90+(возраст в годах * 2) – систолическое давление; 60+возраст в годах – диастолическое давление.
Все эти цифры достаточно условны. Если показатели незначительно отличаются от нормальных, но ребенок хорошо себя чувствует, бодр и активен, причин для тревоги нет. Гипотензия характерна для жителей высокогорных районов, спортсменов (во время отдыха), она может передаваться по наследству. Уменьшение показателей может быть первичным и вторичным – вследствие какого-то заболевания. Обследование позволит определить причины гипотензии.
Профилактика понижения температуры тела
- Если у вас есть хронические заболевания, внимательно следите за своим самочувствием. Регулярно посещайте лечащего врача и выполняйте все его предписания.
- Укрепляйте иммунную систему. Питайтесь сбалансированно и не менее двух раз в год – осенью и весной – принимайте курс витаминов.
- При отдыхе на море или реке не находитесь слишком долго в воде. Выйдя на берег, немедленно насухо вытритесь полотенцем. Маленьких детей нужно сразу переодеть в сухую одежду.
- Не устраивайте сквозняки в квартире. 10-15 минут для проветривания вполне достаточно.
- Одевайтесь всегда по погоде. Не находитесь на улице в мокрой одежде.
- Если в силу обстоятельств вы вынуждены много времени проводить в одной и той же позе, устраивайте себе хотя бы раз в два часа физкультурные пятиминутки.
Признаки
О том, что у ребенка гипотония, можно узнать на плановом обследовании или случайно. В таком случае рекомендуется понаблюдать какое-то время за изменениями показателей. Значения могут меняться в течение суток, в зависимости от температуры в помещении, наполненности желудка и множества других факторов. Говорить о сниженном давлении можно лишь в том случае, если показатели постоянно не доходят до пограничных значений нормы. Заподозрить, что у ребенка гипотония, можно по следующим признакам:
- слабость;
- сонливость;
- головокружения;
- шаткая походка;
- обмороки;
- эмоциональная неустойчивость;
- бледность.
Если наблюдаются все эти признаки, нелишним будет воспользоваться тонометром. По результатам обследования педиатр может выдать направление к специалисту.
Артериальное давление – общее понятие
Система кровотока в организме – это сердце и сосуды. Они заполнены кровью, обеспечивающей питательными веществами и кислородом органы и ткани. Главная роль в этой системе отведена сердцу – природному насосу, перекачивающему кровь. При сокращении оно выбрасывает кровь в артерии. Давление крови в них называют артериальным.
Под АД медики понимают силу, с которой кровь воздействует на сосуды. Чем больше их Ø, тем выше АД. Проталкивая порциями кровь в кровеносную систему, сердце и создает соответствующий напор. Нормальное давление важно для обменных процессов, так как с кровью транспортируются к органам все питательные вещества, выводятся шлаки, токсины.
Существует два вида АД – систолическое, связанное с работой сердца, сердечным выбросом, и диастолическое, которое зависит от тонуса сосудов. Систола и диастола представляют собой фазы цикла. Первый параметр характеризует период мышечного сокращения, когда давление возрастает до максимума, второй – период расслабления и понижения АД. Давление в сосудистой системе не одинаковое, в частности, в артериях оно более высокое, чем в венах.
Причины вторичной гипотензии
Значения могут снижаться в результате замедления обмена веществ при некоторых заболеваниях. Рекомендуется проконсультироваться с эндокринологом. Часто гипотензия возникает после черепно-мозговых травм. Своевременное обращение к неврологу позволит избежать осложнений.
Болезни сердечно-сосудистой системы – еще одна распространенная причина. Необходимо сделать кардиограмму, УЗИ сердца, обратиться к кардиологу. Нередко гипотензия развивается на фоне инфекционных заболеваний, интоксикация, аллергических реакций. Если вылечить основное заболевание, то значения нормализуются.
Иногда давление может снижаться на фоне хронической кровопотери. У девочек-подростков это может произойти из-за обильных месячных, в таком случае нужна консультация детского гинеколога. При наличии других симптомов, указывающих на кровопотерю, стоит пройти обследование, чтобы выявить скрытое кровотечение. Могут потребовать консультации гастроэнтеролога и других специалистов.
Артериальная гипотония у детей и подростков
В этой связи расширение знаний основных этиопатогенетических механизмов, особенностей клинического течения и лечения артериальной гипотонии в детском и подростковом возрасте приобретает особую актуальность. Артериальная гипотония – это симптом, отражающий снижение давления крови в артериальной системе. Среди множества классификаций гипотонических состояний для практической деятельности, в том числе и в педиатрии, используется классификация Н.С. Молчанова (1962), где выделяются два варианта гипотонии. 1. Физиологическая гипотония, при которой отсутствуют субъективные жалобы, нет симптомов вегетативной дистонии. К ней относятся: – гипотония как индивидуальный вариант нормы; – гипотония повышенной тренированности (у спортсменов); – адаптивная компенсаторная гипотония жителей высокогорья. 2. Патологическая гипотония (первичная и вторичная). Первичная артериальная гипотония развивается на фоне синдрома вегетативной дистонии (ВД), при котором наблюдается манифестация клинических симптомов, характерных для повышенного парасимпатического тонуса ВНС. Первичная гипотония может иметь нестойкое обратное течение или протекать в виде выраженной стойкой формы (гипотоническая болезнь). При гипотонической болезни наблюдается стойкое снижение АД, сопровождающееся головокружением, головными болями и ортостатической дизрегуляцией. В педиатрической практике этот диагноз не ставится, ибо снижение АД у детей и подростков имеет обратимый характер и с возрастом возможна его нормализация. Вторичная (симптоматическая) артериальная гипотония является следствием органической патологии сердечно–сосудистой системы (кардиты, кардиомиопатии, нарушения сердечного ритма); нервной системы (опухоли, гидроцефалия, посткоматозные состояния и др.); эндокринных заболеваний (гипотиреоз, гипофункция коры надпочечников, полинейропатии при сахарном диабете); гематологической патологии (анемии различного генеза); хронической интоксикации, а также результатом применения неадекватных доз лекарственных препаратов (антигипертензивных, отдельных противоаритмических, антидепрессантов, антигистаминных). Очевидно, артериальную гипотонию, представляющую собой одно из проявлений вегетативной дисфункции, целесообразнее относить к вторичной. В настоящее время первичную артериальную гипотонию рассматривают, как мультифакториальное патологическое состояние, в развитии которого принимают участие эндогенные и экзогенные факторы, в большинстве случаев воздействующие комплексно. Основные факторы, предрасполагающие к формированию первичной артериальной гипотонии у детей и подростков приведены на рисунке 1. Механизмы развития артериальной гипотонии сложны и остаются недостаточно изученными. В настоящее время считается доказанным, что при гипотонии наблюдается нарушение механизма ауторегуляции центральной гемодинамики, выражающееся в развитии несоответствия между сердечным выбросом и общим периферическим сопротивлением сосудов (ОПСС) за счет снижения последнего. При этом в процессе течения гипотонии ОПСС продолжает неуклонно снижаться (рис. 2). Существенное значение имеют различные биологически активные соединения, обладающие гипотензивными свойствами (оксид азота, простагландины, таурин, натриуретические пептиды, серотонин, кинины и др.). У детей и подростков наиболее значимым механизмом снижения ОПСС является вегетативный [1–4]. Известно, что одной из важнейших функций ВНС является вазомоторная регуляция. При отсутствии вегетативного дисбаланса взаимодействие симпатического (СТ) и парасимпатического (ПСТ) отделов ВНС определяют адекватность вегетативного влияния на различные функциональные системы организма, и прежде всего на деятельность сердца и сосудистый тонус. При ВД взаимодействие между двумя отделами ВНС изменено, при этом возможна как однонаправленность СТ–ПСТ активности (фаза компенсации), так и разнонаправленность, раскоординация их активности (фаза декомпенсации). В клинике однонаправленность активности СТ–ПСТ характеризуется весьма умеренными вегетативными проявлениями, сопровождающимися лабильностью сосудистого тонуса. Для разнонаправленной активности СТ–ПСТ свойственна максимальная выраженность, манифестация клинических симптомов, в том числе сосудистых и мышечных дискинезий [5]. Из сказанного следует, что для артериальной гипотонии характерна раскоординация активности двух отделов ВНС с выраженным преобладанием ПСТ (рис.?3). Подтверждением являются результаты ВНС–спектрографии [5], а также изменения содержания нейромедиаторов в кровяном русле, выражающиеся в повышении уровня ацетилхолина и снижении концентрации катехоламинов [2,3]. Низкая активность симпато–адреналовой системы уменьшает тонус прекапилляров–артериол, что является одним из ведущих гемодинамических факторов понижения АД. У детей и подростков, перенесших травму головного мозга, имеющих резидуальные перинатальные изменения ЦНС, хроническое психоэмоциональное напряжение, нередко наблюдается нарушение нейрогенного пути регуляции АД, как следствие потери равновесия между процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего в коре, в стволовых структурах, в центральных вегетативных центрах с формированием одной из форм невроза. При этом развиваются гемодинамические нарушения, одним из проявлений которых является дисфункция эндотелия с уменьшением ОПСС [1]. Механизм развития артериальной гипотонии при наличии неврогенной и вегетативной дизрегуляции приведен на рисунке 4. Таким образом, развитие артериальной гипотонии у детей и подростков следует рассматривать, как нарушение целого ряда физиологических регуляторных механизмов, ответственных за стабилизацию системного АД. Клинические проявления артериальной гипотонии Основным симптомом артериальной гипотонии является снижение артериального давления. Симптоматика гипотонии многообразна, лабильна, транзиторна, часто имеет преходящий характер и в целом отражает проявления ВД с преобладанием парасимпатических влияний. Диагностически значимые клинические признаки касаются прежде всего изменений со стороны сердечно–сосудистой системы, тонуса гладкой мускулатуры и психоневрологических растройств (табл. 1). К критериям тяжести артериальной гипотонии относятся [2]: • стабильный характер снижения уровня АД; • интенсивные цефалгии; • наличие вегетативных кризов; • ортостатическая дизрегуляция (головокружения) и обмороки; • степень дезадаптации (физической и психоэмоциональной). Обморочные состояния являются наиболее частым симптомом тяжелого течения артериальной гипотонии. Обморок (синкоп) – это внезапная кратковременная потеря сознания с резким снижением мышечного тонуса вследствие преходящего нарушения мозгового кровообращения. Сталкиваясь с обмороком, педиатру в каждом конкретном случае необходимо выяснить его причины, проводя дифференциальную диагностику между обмороком, развившимся на фоне артериальной гипотонии нейровегетативного генеза и соматическими, неврологическими и другими заболеваниями, нередко манифестирующими с обморочных состояний. Так, обмороки могут быть симптомом опухоли мозга, нарушений сердечного ритма, анемии и других серьезных заболеваний. Основные причины обмороков приведены в таблице 2. Клиническая характеристика обморока приведена в таблице 3. Вегетативные кризы (пароксизмы, синдром панической атаки) при артериальной гипотонии носят, как правило, вагоинсулярный характер. При этом наблюдаются: адинамия, обильная потливость, гипотермия, брадикардия, слабый пульс, падение АД, вплоть до обморока, могут быть боли в животе с тошнотой, рвотой, головная боль, возможен спазм гортани с затруднением дыхания. Следует отметить, что полные классические вегетативные кризы в детском и подростковом возрасте встречаются редко и наблюдаются в 12,7–22 % случаев [5]. Однако абортивные, моносимптомные кризы встречаются довольно часто – более чем у 50% детей с ВД [5]. При гипотонии на фоне ПСТ это может быть внезапное кратковременное ощущение нехватки воздуха, перебоев или замирания сердца, чувство комка в горле и др. Внезапно начавшись на фоне психоэмоционального напряжения, криз также внезапно обрывается. Для лечащего врача важно правильно расценить указанную симптоматику, ибо наличие кризов, даже абортивных, являясь одним из критериев тяжести артериальной гипотонии, требует своевременной адекватной терапевтической коррекции вегетативной дисфункции, профилактирующей их развитие. Диагностика артериальной гипотонии основана на правильном определении уровня АД. Неукоснительным правилом является 3–кратное измерение АД с интервалом 3–5 минут. При диагностике используются единые критерии артериальной гипотонии и центильный метод, основанный на распределении показателей АД с учетом возраста, пола и роста ребенка. В практической работе могут быть использованы единые критерии, однако они менее точны, чем центильное распределение АД (табл. 4). При центильном методе за артериальную гипотонию принимают значения АД ниже 10–го центиля. О тенденции к гипотонии можно говорить при значениях АД ниже 25–го центиля. Суточное мониторирование позволяет выявить начальные сдвиги в суточном ритме и величине АД. При оценке временного индекса (времени снижения АД в течение суток) важно знать, что величина показателя, превышающая 25%, свидетельствует о патологии: – при лабильной гипотонии индекс колеблется в диапазоне 25–50%; – при стабильной форме – выше 50% . Для подтверждения нейровегетативного генеза артериальной гипотонии необходимо провести комплексное обследование. План обследования предусматривает: 1. Анализ клинико–анамнестических данных. 2. Сбор генеалогического анамнеза. 3. Оценку уровня физической активности (гиподинамия или чрезмерные физические нагрузки). 4. Анализ частоты и характера психотравмирующих ситуаций. 5. Психологическое тестрование (по показаниям). 6. Клинический и биохимический (глюкоза, электролиты, белки острой фазы, холестерин и другие липидные фракции) анализы крови. 7. Электрокардиографию (в покое и при физической нагрузке). 8. Эхокардиографию (с оценкой внутрисердечной гемодинамики). 9. Электроэнцефалографию (для визуальной оценки изменений биоэлектрической активности мозга). 10. Исследование функционального состояния ВНС (оценка вегетативного тонуса, КИГ, клино–ортостатическая проба). 11. Консультации специалистов с проведением углубленного обследования для исключения симптоматического характера гипотонии – кардиолога, психоневролога, окулиста, эндокринолога (индивидуально, по показаниям). Лечение артериальной гипотонии у детей и подростков Приступать к лечению следует только после установления причины его снижения. Очевидно, что при вторичной гипотонии объектом терапевтического воздействия является основное заболевание, при котором снижение АД является лишь его симптомом. При артериальной гипотонии нейровегетативного генеза (одним из наиболее распространенных вариантов гипотонии у детей и подростков) необходимо не только принимать меры по нормализации АД, но и проводить коррекцию вегетативного дисбаланса. В связи с этим основными направлениями терапии являются: 1. Нивелирование вегетативных нарушений путем воздействия как на высшие вегетативные центры, так и на активность периферических отделов ВНС (парасипатического и симпатикотонического). 2. Устранение или сведение к минимуму негативных воздействий окружающей среды и асоциального поведения подростков (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств). В настоящее время обшепризнанными являются немедикаментозные и медикаментозные методы лечения артериальной гипотонии. Детям и подросткам, имеющим лабильную артериальную гипотонию, умеренные проявления вегетативной дистонии, целесообразно назначение немедикаментозной терапии. При длительной и стойкой гипотонии и выраженном вегетативном дисбалансе показано сочетание немедикаментозной терапии с назначением медикаментозных препаратов. На современном этапе немедикаментозная терапия представляет собой систематизированный комплекс лечебно–оздоровительных мероприятий, включающий: • различные формы психотерапии, индивидуально подобранные в зависимости от конкретного фонового состояния (аутогенная тренировка; рациональная психотерапия; групповая; семейная; игровая и др.). Это позволяет изменить отношение и повысить толерантность к психоэмоциональным травмирующим факторам – иными словами, скорригировать взаимоотношения пациента с окружающей средой; • нормализацию режима дня, предусматривающую необходимость чередования умственной и физической нагрузок, особенно у подростков; полноценный ночной сон продолжительностью не менее 8–10 часов с возвышенным изголовьем, что стимулирует образование прессорных аминов [2]. Известно, что сон является основным синхронизатором биоритмов в организме, в частности, биоритмов функциональной активности сердечно–сосудистой системы, парасимпатического и симпатического отделов ВНС [8]; • рациональное питание, при котором кратность приема пищи составляет не менее 4–5 раз в день без ограничения соли; достаточный, но не избыточный питьевой режим, ибо при гипотонии повышена гидролабильность тканей; • витаминотерапию, обоснованную дефицитом важнейших микронутриентов в детском и подростковом возрасте, независимо от времени года и характера питания, путем регулярного приема витамино–минеральных комплексов. При ваготонии у подростков целесообразно назначение препарата Мульти–табс Актив, содержащего, кроме сбалансированной комбинации 11 витаминов и 8 важнейших минералов, растительный адаптоген – экстракт корня женьшеня. Для энергометаболической коррекции при адаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, преодолении стрессов показаны более высокие, но соответствующие возрасту дозы минералов и витаминов. При ваготонии значительно возрастает потребность в витаминах группы В [6], оказывающих в комплексном применении метаболическое, нейротрофическое действие и позитивное влияние на сосудистый гомеостаз; • лечебный массаж шейно–воротниковой зоны, икроножных мышц, кистей рук. Наиболее эффективен массаж при гипотонии, сопровождающейся цефалгией, неприятными ощущениями в области сердца, эмоциональной лабильностью, снижением умственной работоспособности; • водолечение (гидротерапия), хорошо зарекомендовавшее себя в педиатрической практике в виде обливания, обтирания, прохладного душа. В основе действия указанных процедур лежит тонизирующее влияние не только на рецептурный аппарат кожи, сосудистый тонус, но и на иммунную систему. Обливания и обтирания детям следует начинать летом водой с температурой 36–37? с постепенным снижением до комнатной (каждые 3–4 дня на 1?). Эффективны ежедневный, прохладный дождевой душ; подводный душ – массаж (джакузи). Назначение в домашних условиях лечебных ванн с различными растительными добавками тонизирующей направленности (настой белокопытника, березового, смородинового листа; эфирные масла апельсина, базилика, розмарина и др.) требует большой осторожности, ибо несоблюдение рекомендаций по температурному режиму воды (оптимальная t – 36,5–37?) и продолжительности процедуры (7–12 мин.) может привести к пародоксальному эффекту, вплоть до развития синкопального состояния. Необходимо иметь в виду возможность развития аллергической реакции на растительное сырье, ибо известно, что при парасиматикотонии наблюдается склонность к различным аллергическим реакциям. В условиях санаторно–курортного лечения широко применяется бальнеотерапия в виде лечебных ванн с природной минеральной водой; • иглорефлексотерапию, принцип действия которой заключается в нормализации нейровегетативных взаимодействий, улучшении микроциркуляции и, соответственно, восстановлении обеспечения тканей кислородом. В последние годы разработан и внедрен в практику эффективный метод иглорефлексотерапии в виде термопульсации с воздействием на акупунктурные точки инфракрасным излучением; • физиотерапию с применением процедур, обладающих стимулирующим эффектом, приводящим к нормализации сосудистого тонуса. Весьма эффективен электросон с индивидуально подобранной частотой импульсов. Электрофорез по Вермелю на воротниковую зону с растворами кофеина, бромкофеина, мезатона дает положительную динамику при головокружениях, упорной цефалгии, обмороках и ортостатической дизрегуляции [4]; • ароматерапию (лечение ароматами), оказывающую отчетливое влияние на сердечно–сосудистую систему, нервно–психическую сферу и обладающую противовоспалительным, антивирусным и антимикробным эффектами. Ароматические эфирные масла розмарина, мускатного шалфея, апельсина, базилика, аниса, гвоздики, чабреца, оказывая стимулирующее и тонизирующее воздействие на сосудистую стенку, повышают АД, улучшают микроциркуляцию. Корригируя активность нервной системы, указанные аромомасла снижают раздражительность, нервное напряжение, устраняют фобии, чувство тревоги, недостаток самообладания, повышают умственную и физическую активность [9]. Применение: – массаж – 3–5 капель масла на 20–30 мл массажного крема или масла; – аромолампа – 1–3 капли на 30 мл теплой воды. При наличии аллергической отягощенности лечение начинать с осторожностью. Медикаментозную терапию следует проводить при отсутствии эффекта от комплекса немедикаментозных мероприятий, дифференцировано в зависимости от клинических проявлений и причинных факторов, вызвавших вегетативную дизрегуляцию с развитием артериальной гипотонии у детей и подростков. Применяются следующие группы лекарственных препаратов: • растительные адаптогены; • холинолитики; • ноотропные препараты; • церебропротекторы; • антиоксиданты; • антидепрессанты и транквилизаторы. В большинстве случаев терапия гипотонии начинается с адаптогенов – средств, стимулирующих ЦНС и активность симпатического отдела ВНС. При наличии заторможенности, апатии, сниженной умственной работоспособности, повышенной сонливости, сопровождающихся головными болями, головокружением, обмороками, детям и подросткам назначают адаптогены растительного происхождения. Обладающие адреномиметическим действием указанные средства способствуют формированию приспособительных реакций путем регуляции равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре и подкорковых вегетативных центрах, активизации функций внутренних органов, повышению сосудистого и мышечного тонуса. К таким растительным средствам относятся: лимонник, аралия, женьшень, левзея, радиола розовая (золотой корень), элеутерококк, заманиха татарник, листья и кора лещины, заячья капуста. Идеальным адаптогеном для детей является корень солодки. Адаптогены назначаются 1 раз в сутки в утренние часы в виде настоев, настоек и отваров. Продолжительность курса лечения 3 недели. Адаптогены следует назначать с осторожностью при нарушениях сердечного ритма. Для отдельных из них имеются возрастные ограничения и противопоказания: – для женьшеня – повышенная кровоточивость (прием с 12 лет); – для лимонника – повышенное внутричерепное давление, наличие судорожной готовности; – для аралии – гиперкинезы, беспокойный поверхностный сон. Из медикаментозных средств наиболее используемым и эффективным в педиатрической практике является мидодрин – a–адреномиметик [1]. Антихолинергические препараты обладающие одновременно адрено– и холинолитической активностью, назначаются при гипотонии, сопровождающейся раздражительностью, поверхностным ночным сном, дисфункцией синусового узла нейровегетативного генеза. Ноотропные препараты показаны детям и подросткам с выраженной клиникой вегетативной дистонии. При этом гипотония с ее многообразием симптоматики является лишь составной частью целого комплекса клинических проявлений дистонии. Это наблюдается в тех случаях, когда в анамнезе имелось тяжелое течение перинатальной энцефалопатии и отмечаются резидуально–органические изменения в ЦНС. Применение ноотропных препаратов патогенетически обосновано, поскольку они оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у данного контингента высшие психические сферы (внимание, память, речь, контроль психической деятельности). Кроме того, эти препараты положительно влияют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга [10]. По химической структуре ноотропы – это неоднородная группа препаратов. В педиатрической практике хорошо зарекомендовали себя пирацетам, глицин, пиридитол, ГАМК–ергические препараты. Гопантеновая кислота в отличие от других ГАМК–ергических препаратов является естественным медиатором ГАМК в нервной ткани. Благодаря особенностям молекулярного строения гопантеновая кислота проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает воздействие на функциональную активность ЦНС. Препарат обладает наиболее мягким психостимулирующим эффектом в сочетании с умеренным седативным [12]. К преимуществам гопантеновой кислоты при сравнении с другими ноотропами относится ее нейропротекторное и нейротрофическое действие [10,12]. Цереброваскулярные препараты назначаются с целью улучшения мозговой гемодинамики и микроциркуляции у детей и подростков, перенесших травму головного мозга, а также имевших перинатальную патологию с развитием в дальнейшем вегетативной дизрегуляции с яркой и стойкой клинической симптоматикой гипотонии. Среди указанной группы препаратов при гипотонии применяется курсовое лечение циннаризином, винпоцетином. Из препаратов многокомпонентного действия, включающего улучшение мозгового кровотока и нейрометаболический эффект, применяются актовегин и средства растительного происхождения – гинкго–билоба, оксибрал. Антиоксидантная терапия применяется для снижения интенсификации перекисного окисления липидов, следствием чего является стабилизация клеточных мембран, восстановление их проницаемости и, соответственно, повышение энергообеспечения клеток, нарушенных в условиях вегетативной дизрегуляции. Литературные данные указывают на наличие отчетливой взаимосвязи между вегетативной раскоординацией и дестабилизацией клеточных мембран с развитием энергодефицита клеток и нарушением их функций, особенно в условиях хронической стрессовой реакции [13,14]. В настоящее время имеется большое количество различных лекарственных препаратов, обладающих антиоксидантным действием. К ним относятся средства растительного происхождения, жирорастворимые витамины А, Е; янтарная кислота в комплексе с лимонной, убихинон и др. Антидепрессанты, анксиолитики, большие транквилизаторы в педиатрической практике назначаются строго индивидуально, при этом желательно, чтобы показания к их назначению определял психоневролог с учетом специфики симптомов и необходимости проведения дифференциальной диагностики с нервно–психическими растройствами. Подросткам с гипотонией при недостаточной активности, ощущении постоянной усталости, нарушении сна, апатии педиатр может рекомендовать естественный антидепрессант растительного происхождения – зверобой в различных лекарственных формах [15]. Таким образом, только последовательный комплексный, индивидуальный, эпиопатогенетический подход к лечению артериальной гипотонии с ее полисистемной симптоматикой позволит контролировать ее течение, предупредить ее прогрессирование и способствовать отчетливому улучшению качества жизни в детском и подростковом возрасте.
Литература 1. Леонтьева И.В. Лекции по кардиологии детского возраста.–М., 2005. С. 405–503. 2. Леонтьева И.В. Артериальная гипотония у детей и подростков.// Лекция для врачей.–М., 2002, 62с. 3. Гитун Т.В. Диагностический справочник кардиолога.– М. : АСТ, 2007, С. 316–329. 4. Белозеров Ю.М. и соавт. Нейроциркуляторная дистония.// В кн. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. Клиническая кардиология.– М.,2004.– С.170–172. 5. Кушнир С.М., Антонова Л.К. Вегетативная дисфункция и вегетативная дистония– Тверь., 2007, 215 с. 6. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей в 2–х томах.–М.: Медицина, 1987. – Т.1.– С. 303–337. 7. Коровина Н.А. и соавт. Вегетативная дистония у детей.// Руководство для врачей.–М., 2006, 67 с. 8. Заславская Р.М. Хронотерапия больных гипертонической болезнью. //Medikal Market.–1998. – №29.– С.18–21. 9. Потапенко В.П. Низкое давление. Причины и эффективное лечение. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.– 94с. 10. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дифицитом внимания у детей: диагностика и лечение.//РМЖ.– Т.14.–№1, 2006, С. 51–56. 11. Путилина М.В. Современные представления о ноотропных препаратах.// Лечащий врач.– №5, 2006, С. 10–14. 12. Сосина В.Б. Возможности и перспективы применения Пантокальцина а клинической практике.//РМЖ.–Т.14.–№2, 2006, С. 109–111. 13. Курочкин А.А. и соавт. Нейроциркулярная дистония у детей и подростков (обзор литературы и взгляд клиницистов на спорные вопросы терминологии, этиологии, патогенеза, клиники и лечения).// Российский вестник перинатологии и педиатрии.– 1999.– №6.– С. 21–25. 14. Неудахин Е.В. Вегетативные изменения при хронической стрессовой реакции у детей.// Тезисы Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002».– М., 2002.– С. 207. 15. Окороков А.Н., Базенко Н.П. Нейроциркулярная дистония. –М.: Мед. лит., 2004,– 192 с.
Первичная гипотензия
Если никаких заболеваний не обнаружено, а давление остается стабильно низким, можно говорить о первичной гипотонии. Это функциональное расстройство, которое ребенок «перерастает» со временем.
При первичной гипотонии рекомендуется наблюдение невролога и кардиолога. Часто показатели бывают нестабильными в подростковом возрасте, но затем нормализуются. Улучшить качество жизни помогут такие элементарные меры как продуманный режим отдыха и нагрузок, правильное питание, прогулки на свежем воздухе, умеренные занятия спортом. Фармакологические препараты обычно не назначаются, достаточно изменить образ жизни, чтобы состояние ребенка улучшилось.
Причины пониженной температуры
- Обострение хронических заболеваний, например, вегето-сосудистой дистонии.
- Недостаточная выработка гормонов щитовидной железы – гипотиреоз.
- Патологии надпочечников.
- Беременность.
- Прием некоторых лекарств, особенно жаропонижающих и сосудосуживающих препаратов.
- Низкое кровяное давление, сердечные заболевания.
- Общее переутомление, плохой сон, депрессивные состояния, стресс.
- Недавно перенесенные вирусные или бактериальные инфекции.
- Анемия.
- Голодание и жесткие диеты, вызвавшие недостаток витаминов и питательных веществ.
- Сепсис.
- Кожные болезни, поражающие большие участки тела.
- Отравление алкоголем и наркотическими препаратами.
- Присутствие ВИЧ-инфекции.
Есть и внешние причины понижения температуры тела – долгое нахождение в воде, на ветру, в холодном помещении со сквозняками, пребывание в одной и той же позе.
Диагностика и лечение
Учитывая тот факт, что гипотония может служить симптомом многих заболеваний или являться самостоятельной патологией, необходимо обследование для исключения заболеваний, которые могли привести к снижению давления. В связи с этим нет строго определенного перечня обследования. Чтобы понять, почему у пациента низкое давление, составляется план диагностических мероприятий и назначается строго индивидуально с учетом анамнеза и предшествующих заболеваний пациента.
При установлении причины заболевания в терапии, как правило, используются комплексные методы, направленные на восстановление и укрепление сосудистой стенки и лечение основного заболевания, если это требуется, укрепление вегетативной нервной системы и иммунных процессов. Назначаются общие стимулирующие средства, например, препараты с содержанием кофеина.
Тонизирующим действием обладают также многие растительные препараты — так называемые «народные средства», которые тоже могут помочь при сниженном давлении (гипотонии). Самостоятельное применение подобных препаратов, впрочем, требует большой осторожности, потому что на разных людей одни и те же вещества могут оказывать различный эффект. Иногда может возникнуть парадоксальная реакция и ухудшение состояния больного.
Самолечением при гипотонии заниматься не следует! Необходимые конкретному больному препараты может назначить только врач после того, как он обследует больного и установит причину гипотонии и особенности ее течения.
Причины отклонений давления от нормы
Нарушения артериального давления могут быть физиологической особенностью организма или возникать на фоне внешних раздражителей, внутренних заболеваний.
Почему у ребёнка высокое АД?
Повлиять на давление и временно повысить его показатели способны внешние причины:
- травматизм;
- эмоциональное перенапряжение или сильный стресс;
- физическое переутомление.
Если у ребёнка постоянно АД выше нормы, это может быть признаком умеренной гипертензии.
Спровоцировать резкие и регулярные скачки способно развитие патологических процессов в молодом организме.
- Сердечные патологии – аномалии в клапанном строении, врождённые дефекты, плохая проводимость сердечной мышцы, нарушение ритма.
- Заболевания почек (вызывают повышение диастолического давления) – дисплазия, дефекты в строении, злокачественные уплотнения в тканях, травмы.
- Эндокринные проблемы. Болезнь Крона или опухолевые процессы в паращитовидных железах нарушают метаболизм в тканях, что привод к избыточной выработке гормонов и биологически активных веществ, которые сужают просвет в сосудах и вызывают гипертензию.
- Изменения в почечных сосудах врождённого или приобретённого характера. Патологии провоцируют вторичную гипертензию и действуют в основном на верхнее (систолическое) АД.
- Наследственная склонность к повышенному давлению. Такое бывает, когда один из родителей страдает гипертонией.
Повышенное давление может быть результатом длительного медикаментозного лечения гормональными средствами, симпатомиметиками. На состояние АД у подростков влияет употребление алкоголя или курения.
Почему у ребёнка низкое АД?
По мере взросления организма давление постепенно увеличиваться. Если у ребёнка наблюдаются частые скачки в сторону понижения, речь может идти о развитии серьёзных заболеваний.
Провоцирующими факторами гипотонии выступают:
- нарушения в эндокринной системе, что приводят к снижению венозного тонуса и потери сосудами эластичности;
- проблемы в кроветворении, в частности, малокровие;
- отклонения в нормальном кровообращении, которые вызваны травмами или уплотнениями в головном мозге;
- снижение тиреоидных гормонов (нарушения в работе щитовидки), что ослабляет тонус сосудов.
Пониженное АД может быть следствием неправильного или неполноценного питания, физического и эмоционального переутомления. В этом случае низкие показатели имеют временный характер и после устранения внешних раздражителей возвращаются в норму.
Норма АД у ребенка и особенности его изменения: таблица
Значения артериального давления у детей – таблица по возрасту:
Возраст | Артериальное давление, мм рт. ст | |||
Систолическое | Диастолическое | |||
минимум | максимум | минимум | максимум | |
0-2 недели | 60 | 96 | 40 | 50 |
2-4 недели | 80 | 112 | 40 | 74 |
2-12 месяцев | 90 | 112 | 50 | 74 |
2-3 года | 100 | 112 | 60 | 74 |
3-5 лет | 100 | 116 | 60 | 76 |
6-9 лет | 100 | 122 | 60 | 78 |
10-12 лет | 110 | 126 | 70 | 82 |
13-15 лет | 110 | 136 | 70 | 86 |
Таблица с нормой пульса у детей:
Возраст ребенка | Среднее значение пульса, уд./мин. | Пределы нормы, уд./мин. |
0-1 мес. | 140 | 110-170 |
1-12 мес. | 130 | 102-162 |
1-2 года | 124 | 94-154 |
2-4 года | 115 | 90-140 |
4-6 лет | 106 | 86-126 |
6-8 лет | 98 | 78-118 |
8-10 лет | 88 | 68-108 |
10-12 лет | 80 | 60-100 |
12-15 лет | 75 | 55-95 |
Норма АД: грудничок до года
Эластичное сосудистое русло и густая сетка капилляров – главные предпосылки того, что у младенцев АД намного ниже, чем у их родителей. У новорожденного показатели давления – 60-96/40-50 мм рт. ст. С укреплением тонуса стенок растет и АД, к концу первого года оно колеблется в пределах от 80/40 до 112/74 мм рт. ст., с учетом веса малютки.
Если нет под рукой данных АД у детей (норма – в таблице), для ориентации можно пользоваться расчетами: 76 + 2 n, где n – возраст грудничка в месяцах. Для новорожденных ширина камеры детской манжетки – 3 см, для младенцев постарше – 5 см. Процедуру повторяют 3 раза, ориентируясь на минимальный результат. У младенцев проверяют только систолическое АД, определяя его пальпацией.
Норма АД: малыш 2-3 лет
После года рост АД замедляется. К 2-3 годам средние показатели верхнего давления находятся на уровне100-112 мм рт. ст., нижнего – 60-74 мм рт.ст. АД можно считать выше границ нормы, если тревожный результат сохраняется в течение 3-х недель. Формула для уточнения нормы: систолическое АД – (90 + 2n), диастолическое – (60 + n), где n – количество полных лет.
Норма АД: ребенок 3-5 лет
Изучая параметры таблицы, нетрудно заметить, что с 3-х до 5-ти лет динамика роста АД замедляется. Систолическое АД у таких детей – 100-116 мм рт. ст, диастолическое – 60-76 мм рт. ст. Надо учитывать, что данные тонометра на протяжении дня не совпадают: в светлое время суток они достигают максимума, к ночи падают и после полуночи, до 5 часов, они минимальны.
Норма АД: школьник 6-9 лет
Из табличных данных понятно, что минимальные показатели давления сохраняются на прежних позициях, немного увеличены только самые высокие параметры. Норма возраста – 100-122/60-78 мм рт. ст.
Начало школьной жизни характеризуется отклонениями, так как образ жизни ребенка меняется. После непривычных эмоциональных нагрузок, сокращения физической активности дети жалуются на усталость, головную боль, капризничают. Важно быть внимательным состоянию ребенка в этот период.
Норма АД: подросток 10-12 лет
Начальный период полового созревания характерен изменениями АД. В большей степени это относится к девочкам, опережающим сильный пол в темпах физического развития.
Несмотря на средние значения АД от 110/70 до 126/82 мм рт. ст., медики считают нормой верхний предел – 120 мм. рт. ст. Зависит этот показатель и от типа телосложения: высокие и худощавые астеники обычно имеют более низкое давление по сравнению с ровесниками атлетического типа.
Норма АД у юношей и девушек 12-15 лет
Переходный возраст преподносит подросткам и их родителям немало сюрпризов. Высокие нагрузки в школе, часы, проведенные за компьютером, стрессы, нестабильный гормональный фон могут провоцировать как гипертензию, так и гипотонию.
В норме давление у детей таблица демонстрирует ближе к взрослым значениям: 110-70/136-86 мм рт. ст., так как к 12 годам сосудистая система уже заканчивает свое формирование. При перепадах возможна тахикардия, обмороки, изменение частоты сердечных сокращений, головные боли и головокружения.
С возрастом недомогания обычно проходят, чтобы исключить нежелательные последствия, не лишним будет пройти обследование.
Способы контроля давления
Используют прямой и непрямой способы контроля АД. Инвазивный способ, необходим при оперативном вмешательстве, когда в артерию вводится зонд и датчик. Неинвазивные способы – это компрессионные варианты:
- Пальпаторный – самый сложный метод, требующий определенных навыков. Прижимая пальцами артерию, важно поймать в области, которая находится ниже сдавливаемого участка, момент максимального и минимального пульса.
- Аускультативный метод хирурга Короткова – эталонный с 1905 года и по сегодняшний день прием. Он предусматривает применение тонометра, манометра и стетоскопа.
- Осциллометрический способ лежит в основе принципа работы большинства автоматических тонометров. Он дает возможность проверить АД на плече, колене, запястье.
- Допплерография определяет с помощью ультразвука лишь систолическое АД. Используют ее чаще для новорожденных и грудничков.
Современные тонометры позволяют измерять давление детям в домашних условиях без специальной медицинской подготовки. И все же элементарные правила измерения АД детям надо знать.