Изменение пульса человека при физических нагрузках

Если вы тренируетесь дистанционно или ходите на очные занятия, наверняка вы замечали, что куратор во время тренировки неоднократно просит вас осуществить замер пульса. Давайте разберемся, как это делать правильно, и зачем это делается.

Пульс (пульсовая волна) – сердечное сокращение, которое распространяется по стенкам сосудов. В норме ЧСС (частота сердечных сокращений) равна пульсу и в покое составляет 60-90 ударов в минуту.

Удобнее замерять пульс в местах, где стенки артерий расположены близко под кожей:

  • сонная артерия (на тренировках мы считаем пульс по ней);
  • лучевая артерия (на ней обычно замеряет пульс врач);
  • височная артерия;
  • паховая артерия.

Частота сердечных сокращений[править | править код]

Источник:
«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».Редактор
: Жуков А.Д.
Изд.
: Юнеско, 2011 год.

Средняя частота сердечных сокращений в состоянии покоя составляет 60-80 ударов в минуту и иногда может превышать 100 ударов в минуту у людей средних лет, ведущих сидячий образ жизни. Известно, что у тренированных выносливых атлетов, находящихся в хорошей форме, минимальная частота сердечных сокращений в состоянии покоя составляет 28-40 ударов в минуту.

Рис. 4. Частота сердечных сокращений увеличивается пропорционально увеличению нагрузки на велосипедном эргометре, в конечном счете достигая максимального значения (ЧССmах). У нетренированных людей она увеличивается быстрее, чем у хорошо натренированных. У тренированного человека линейное увеличение с ростом нагрузки выглядит более явным

Перед началом физической нагрузки частота сердечных сокращений обычно увеличивается, намного превышая нормальные показатели в состоянии покоя. Как упоминалось выше, эта упреждающая реакция, вероятно, возникает благодаря выделению нейромедиатора норадреналина симпатической нервной системой и гормона адреналина надпочечниками. Тонус блуждающего нерва, возможно, также снижается.

Увеличение частоты сердечных сокращений почти пропорционально увеличению интенсивности физической нагрузки и потреблению кислорода вплоть до полного изнеможения (рис. 4). Чем меньше натренирован человек, тем выше частота сердечных сокращений. К увеличению частоты сердечных сокращений во время физической нагрузки приводят уменьшение тонуса блуждающего нерва и увеличение симпатической стимуляции сердца. Нужно также помнить, что психогенное увеличение частоты сердечных сокращений может быть значительным.

Начиная с возраста 10-15 лет максимальная частота сердечных сокращений начинает незначительно, но стабильно снижаться -примерно на 1 удар в год. Это — очень надежная величина, которая остается неизменной изо дня в день. У взрослых максимальную частоту сердечных сокращений можно вычислить следующим образом:

ЧССмах = 220 минус возраст в годах

При постоянном уровне субмаксимальной нагрузки частота сердечных сокращений увеличивается, а затем выравнивается, поскольку потребность в кислороде для этой деятельности была удовлетворена. При каждом последующем увеличении интенсивности частота сердечных сокращений достигнет новой установившейся величины в пределах 1-2 мин. Однако чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше уходит времени на достижение этой установившейся величины.

Понятие установившейся частоты сердечных сокращений представляет собой основу для нескольких тестов, разработанных для оценки физической подготовки. При этих тестах людей помещают на тренажер, например, велоэргометр или бегущую дорожку, и они тренируются при стандартных уровнях нагрузки. У тех, чья физическая подготовка лучше, судя по их кардиореспираторной выносливости, установившаяся частота сердечных сокращений на данном уровне нагрузки будет ниже, чем у менее тренированных людей.

Во время длительной физической нагрузки, вместо выравнивания, частота сердечных сокращений может продолжить устойчиво увеличиваться при том же уровне нагрузки. Это явление называют кардиоваскулярным сдвигом, который вызван уменьшением венозного возврата к сердцу. Частота сердечных сокращений продолжает увеличиваться, чтобы сохранить минутный объем сердца (сердечный выброс) и кровяное давление на том же самом уровне, несмотря на уменьшение венозного возврата. Уменьшить венозный возврат может сокращение объема плазмы, вызванное фильтрацией жидкости из крови или избыточным потоотделением во время длительной физической нагрузки. Уменьшение тонуса симпатической нервной системы может также сыграть свою роль в уменьшении венозного возврата к сердцу.

Во время силовых упражнений, например, при поднятии тяжестей, частота сердечных сокращений ниже, чем во время физической нагрузки на выносливость, такой как бег. При одинаковом произведенном усилии при физической нагрузке на верхнюю часть тела ЧСС выше, чем при нагрузке на нижнюю. Физическая нагрузка на верхнюю часть тела приводит также к более высокому потреблению кислорода, среднему артериальному давлению и общему периферическому сопротивлению сосудов. Более высокая нагрузка на кровообращение при тренировке верхней части тела является результатом меньшей мышечной массы, повышенного внутригрудного давления и меньшей эффективности «мышечного насоса» — все это уменьшает венозный возврат крови к сердцу.

Частота сердечных сокращений, умноженная на систолическое кровяное давление,дает произведение ЧСС на давление (ПЧД), которое позволяет оценить нагрузку на сердце во время физической нагрузки:

ПЧД — ЧСС х систолическое кровяное давление.

Тесты по физической культуре

ВАРИАНТ
II
1.
Физическая культура представляет собой

а. Урок, во время которого выполняются физические упражнения.

б. Воспитание физических качеств и обучение двига­тельным действиям.

в. Часть человеческой культуры.

г. Результат совершенствования способностей людей.

2.
Физическая культура ориентирована на совершенство­вание

а. Двигательных действий.

б. Природных физических свойств человека.

в. Физических и волевых качеств людей.

г. Работоспособности человека.

3.
Отличительным признаком физической культуры яв­ляется

а. Процесс воспитания физических качеств.

б. Физическое развитие людей.

в. Обучение двигательным действиям. г. Выполнение физических упражнений.

4.
Под физическим развитием понимается

а. Комплекс таких показателей, как рост, вес, окруж­ность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамо­метрия.

б. Уровень, обусловленный наследственностью и регу­лярностью занятий физической культурой и спортом.

в. Процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

г. Характеристики мышечной силы, быстроты, вынос­ливости, гибкости, координации.

5.
Физическая подготовленность, приобретаемая в процес­се физической подготовки к трудовой или иной дея­тельности, характеризуется

а. Уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта.

б.Устойчивостью к процессу утомления и воздействию различных неблагоприятных факторов.

в.Высокими результатами в учебной, трудовой и спор­тивной деятельности.

г.Хорошим развитием систем дыхания, кровообраще­ния, достаточным запасом надежности, эффективности и экономичности.

6.
Физическими упражнениями называются

а. Формы двигательных действий, повышающие рабо­тоспособность человека.

б. Движения, выполняемые на уроках физической куль­туры и во время утренней гимнастики.

в. Сочетания двигательных действий, способствующие решению задач физического воспитания.

г. Двигательные действия, дозируемые по величине на­грузки и продолжительности выполнения.

7.
Нагрузка физических упражнений характеризуется

а. Величиной их воздействия на организм.

б.Целью занятия.

в. Самочувствием во время занятия.

г. Временем и количеством повторений двигательных действий.

8.
Величина нагрузки физических упражнений обусловле­на

а. Продолжительностью выполнения двигательных дей­ствий.

б.Сочетанием объема и интенсивности двигательных действий.

в. Количеством повторений двигательных действий.

г. Интенсивностью выполнения двигательных действий.

9.
Если после выполнения упражнений ЧСС за 30 секундвосстанавливается до уровня, который был в началеурока, то это свидетельствует, что нагрузка

а. Переносится организмом относительно легко.

б. Мала и ее следует увеличить.

в. Достаточно большая, но ее можно повторить.

г. Чрезмерная и ее надо уменьшить.

10.
Интенсивность выполнения упражнений можно опреде­лить почастотесердечных сокращений. Умеренная ин­тенсивность вызывает увеличение пульса до
а. 120-130 ударов в минуту.

б. 130-140 ударов в минуту.

в. 140-150 ударов в минуту.

г. 150 и более ударов в минуту.

11.
Регулярные занятия физическими упражнениями спо­собствуют повышению работоспособности, потому что

а. Человек, занимающийся физическими упражнениями, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.

б. Во время занятий выполняются двигательные дейст­вия, содействующие развитию силы и выносливости.

в. Человек, занимающийся физическими упражнениями, способен выполнить больший объем физической работы за отведенный отрезок времени.

г. Достигаемое при этом утомление активизирует про­цессы восстановления и адаптации к повышающимся на­грузкам.

12.
Первая помощь при ударах о твердую поверхность ивозникновении ушибов заключается в том, что ушиб­ленное местоследует…
а. Охлаждать.

б. Нагревать.

в. Покрыть йодной сеткой.

г. Потереть, массировать.

13.
Под закаливанием понимается

а. Купание в холодной воде и хождение босиком.

б. Использование оздоровительных сил природы и ги­гиенических факторов.

в.Приспособление организма к воздействиям внешней среды.

г. Сочетание воздушных и солнечных ванн с упражне­ниями.

14.
Какой из перечисленных ниже рекомендаций не стоитследовать при организации занятий с закаливающимипроцедурами?
а. Чем ниже температура воздуха, тем интенсивнее на­до выполнять упражнения, так как нельзя допускать переох­лаждения.

б. Не рекомендуется тренироваться при интенсивном солнечном излучении.

в.После занятия надо принять холодный душ.

г. Чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия, так как нельзя допускать перегревания орга­низма.

15.
Закаливающие процедуры не рекомендуется проводить
а. Сразу после уроков в школе.

б. Перед выполнением домашних заданий.

в. До еды. г. Перед сном.

16.
Правильное дыхание характеризуется …
а. Вдохом через нос и выдохом ртом.

б. Более продолжительным вдохом. в.Более продолжительным выдохом.

г.Соотношение продолжительности вдоха и выдоха значения не имеет.

17.
Привыполнении упражнений вдох не следует делать вовремя
а. Прогибания туловища назад.

б. Скрещивания рук и поворотов тела.

в. Возвращения в исходное положение после поворота, вращения тела.

г. Рекомендации относительно времени вдоха или вы­доха не нужны.

18.
Осанкой называется

а. Привычная поза человека в вертикальном положении.

б.Пружинные характеристики позвоночника и стоп.

в. Отсутствие нарушений позвоночника и стоп.

г. Форма позвоночника.

19.
Признаки, нехарактерные для правильной осанки:
а. Через ухо, плечо, тазобедренный сустав и лодыжку можно провести прямую.

б. Приподнятая грудь.

в. Развернутые плечи, ровная спина. г.3апрокинутая или опущенная голова.

20.
Правильной можно считать осанку, если Вы, стоя устены, касаетесь ее

а. Затылком, поясницей, ягодицами, пятками.

б.Затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

в. Затылком, спиной, пятками.

г. Лопатками, ягодицами, пятками.

21.
Главной причиной нарушения осанки является

а. Ношение сумки, портфеля в одной руке.

б. Мягкая постель с высокой подушкой.

в. Конструкция школьных столов. г. Слабость мышц.

22.
Когда спортсмены России впервые участвовали
в
Олимпийских играх, их было всего 5 человек. Тем неменее, фигуристу Николаю Панину-Коломенкину уда­лось стать олимпийским чемпионом. Это произошло в
а. 1904 г. на III Олимпийских играх в Сент-Луисе.

б. 1912 г. на V Олимпийских играх в Стокгольме. в. 1908 г. на IV Олимпийских играх в Лондоне.

г. 1924 г. на I зимних Олимпийских играх в Шамони.

23.
Термин «Олимпиада» обозначает

а. Год проведения Олимпийских игр.

б. Четырехлетний период между Олимпийскими игра­ми.

в. Собрание спортсменов в одном городе.

г. Синоним Олимпийских игр.

24.
Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Вале­рий Брумель — чемпионы Олимпийских игр в

а. Легкой атлетике.

б. Плавании.

в. Борьбе и боксе.

г. Хоккее.

25. В каком году Олимпийские игры проводились в нашейстране?

а. В 1984 г. XXIII Олимпийские игры проводились в Санкт-Петербурге.

б. В 1980 г. XXII Олимпийские игры проводились в Мо­скве.

в. Олимпийские игры планировалось провести в 1944 г., но они были отменены из-за II мировой войны.

г. В нашей стране Олимпийские игры пока еще не про­водились.

26.
Соблюдение режима дня способствует укреплению здо­ровья, потому что

а. Основные дела распределяются равномерно в течение дня.

б. Позволяет правильно планировать дела в течение дня.

в. Позволяет избегать неоправданных физических на­пряжений.

г.Обусловливает ритмичность работы организма.

27.
Замена одних видов деятельности другими, регулируе­мая режимом дня, позволяет поддерживать работоспо­собность в течение дня потому, что

а. Положительно сказывается на физическом и психиче­ском состоянии человека.

б.Ритмичное чередование работы с отдыхом предупре­ждает возникновение перенапряжения.

в. Снимается утомление нервных клеток головного моз­га и притупляется чувство общей усталости

г. Режим дня замены одних видов деятельности другими не предполагает.

28.
Систематические и грамотно организованные занятияфизическими упражнениями укрепляют здоровье, таккак

а. Позволяет человеку плодотворнее трудиться, вести активный образ жизни.

б. Сердце увеличивается в объеме и работает с большей экономичностью.

в. Обеспечивает поступление питательных веществ к органам организма.

г.Способствуют повышению резервных возможностей организма.

29.
В какой последовательности должны выполняться пе­речисленные ниже упражнения в комплексе утреннейгигиенической гимнастики?

  1. Бег в спокойном темпе.
  2. Бег с переходом на ходьбу.
  3. Ходьба с постепенным повышением частоты
    шагов.
  4. Прыжки.
  5. Упражнения на укрепление мышц и повышение
    гибкости.
  6. Поочередное напряжение и расслабление мышц
  7. Потягивания..

8.
Дыхательные упражнения.
а. 1,2, 3,4, 5, 6, 7, 8.

б. 7,6,3, 1,8,5,4,2,8.

в. 8, 3,4, 5, 6, 7, 1,2,8.

г. 3,7, 5, 4, 1,6,8,2.

30.
В уроках физической культуры выделяют подготови­тельную, основную и заключительную часть, потомучто

а. Выделение частей в уроке требует Академия педаго­гических наук

б. Так учителю удобнее распределять различные по ха­рактеру упражнения.

в. Необходимо для управления динамикой работоспо­собности занимающихся.

г. Воспитывать физических качеств удобнее в подгото­вительной части, осваивать технику — в основной, а обеспе­чивать восстановление организма лучше в заключительной части.

31.
Какая последовательность воздействий на физические качества наиболее эффективна в основной части урокапо общей физической подготовке?

  1. На быстроту.
  2. На гибкость.
  3. На силу.
  4. На выносливость.

    а. 1,2, 3, 4.

6.2,3, 1,4

в. 3,2, 4, 1.

г. 4, 2,3, 1.

32.
Под силой как физическим качеством понимается

а. Комплекс свойств мышц, создающий большое напря­жение, позволяющее преодолевать сопротивление.

б. Комплекс свойств организма, позволяющий преодо­левать внешнее сопротивление либо противодействовать ему.

в. Свойства мышц, за счет которых реализуется воз­можность перемещения большой массы с определенной ско­ростью.

г. Свойства человека воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений.

33.
Отличительной особенностью упражнений, используе­мых для воспитания силы, является то, что

а. В качестве отягощения используется собственный вес человека.

б. Они выполняются до утомления.

в. В качестве отягощения используется вес различных спортивных снарядов.

г. Они вызывают значительное напряжение мышц.

34.
При составлении комплексов упражнений для снижениявеса тела с использованием силовых упражнений реко­мендуется

а. Использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений.

б. Полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц.

в. Локально воздействовать на отдельные группы мышц, находящиеся ближе всего к местам жирового отло­жения.

г. Планировать большое количество подходов и ограни­чивать количество повторений в одном подходе.

35.
Под быстротой как физическим качеством понимается
а. Комплекс свойств человека, позволяющих быстро на­бирать скорость и передвигаться с большой скоростью.

б. Комплекс свойств организма, позволяющих быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.

в. Комплекс свойств человека, позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок време­ни.

г. Комплекс свойств организма, обусловливающих ско­рость передвижения в пространстве.

36.
В какой последовательности целесообразно выполнятьперечисленные ниже упражнения для повышения ско­рости бега в основной части занятия…
/. Дыхательные упражнения.

  1. Ходьба.
  2. Бег на месте с высокой частотой.
  3. Дыхательные упражнения в интервалах отды­ха.
  4. Повторный бег на короткие дистанции.
  5. Легкий продолжительный бег.
  6. Прыжковые упражнения
    сотягощением ибез.

а. 1,2, 3,4, 5, 6, 7

б. 7,5,4,3,2,6,1.

в. 2, 1,3,7,4,5,6. г. 3,5,4,7,6,2,1.

37.
Для воспитания быстроты используются …
а. Подвижные и спортивные игры.

б. Силовые упражнения, выполняемые в высоком темпе. в. Двигательные действия, выполняемые с максималь­ной скоростью.

г. Упражнения на быстроту реакции и частоту движе­ний.

38.
Лучшие условия для развития быстроты реакции соз­даются во время

а. Скоростно-силовых упражнений.

б. Подвижных и спортивных игр.

в. Выпрыгиваний вверх с места.

г. Ведения мяча «змейкой».

39.
Под гибкостью как физическим качеством понимается
а. Комплекс свойств опорно-двигательного аппарата, определяющий глубину наклона.

б. Комплекс свойств организма, определяющих под­вижность его звеньев.

в. Способность выполнять движения с большой ампли­тудой за счет мышечных сокращений.

г. Способность выполнять движения с большой ампли­тудой при использовании дополнительных отягощений.

40.
Для воспитания гибкости используются…
а. Движения рывкового характера.

б. Маховые упражнения с отягощением и без него.

в. Активные пружинящие упражнения. г. Движения, выполняемые с большой амплитудой.

41.
При воспитании гибкости следует стремиться к

а. Увеличению подвижности позвоночника и локтевых суставов.

б. Достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах.

в. Гармоничному увеличению подвижности в основных суставах.

г. Восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

42.
Как дозируются упражнения «на гибкость», то есть,сколько движений следует делать в одной серии? Уп­ражнения выполняются

а. До появления болевых ощущений.

б. До появления пота.

в. Пока не начнет уменьшаться амплитуда движений.

г. По 8-16 циклов движений в серии.

43.
Под выносливостью как физическим качеством пони­мается

а. Комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки.

б. Способность выполнять большой объем физической работы и сохранять заданные параметры работы.

в. Способность длительно совершать физическую рабо­ту, практически не утомляясь.

г. Комплекс свойств организма, определяющих способ­ность противостоять утомлению.

44.
Выносливость человека не зависит от

а. Силы мышц.

б. Силы воли.

в. Прочности звеньев опорно-двигательного аппарата.

г. Возможностей систем дыхания и кровообращения.

45.
Для упражнений, используемых при воспитании вынос­ливости, не характерна

а. Максимальная амплитуда движений.

б. Большая интенсивность.

в. Максимальная активность систем дыхания и крово­обращения.

г. Активная работа большинства систем организма.

46.
При воспитании выносливости применяют режимы на­грузки, которые подразделяют на оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Оздо­ровительный режим вызывает повышение частоты сер­дечных сокращений до

а.120 ударов в минуту.

б. 140 ударов в минуту.

в. 160 ударов в минуту.

г. 160 и более ударов в минуту.

47.
Техникой физических упражнений принято называть

а. Совершенные формы двигательных действий.

б. Способ целесообразного решения двигательной зада­чи.

в. Состав и последовательность движений при выпол­нении упражнений.

г. Способ выполнения упражнений.

48.
При анализе техники принято выделять основу, веду­щее звено и детали техники. Под основой техники по­нимается

а. Набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного дейст­вия.

б. Состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.

в. Совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.

г. Наиболее важная часть определенного способа реше­ния двигательной задачи.

49.
В процессе обучения двигательным действиям исполь­зуются методы целостного или расчлененного упражне­ния. Выбор метода зависит от

а. Возможности расчленения двигательного действия.

б. Элемента, без которого выполнение двигательного действия невозможно.

в. Предпочтения преподавателя. г. Сложности основы техники.

50.
Процесс обучения двигательному действию рекоменду­ется начинать с освоения

а. Исходного положения.

б. Подводящих упражнений. в. Ведущего звена техники.

г. Основы техники.

Вы выполнили задание. Поздравляем!

1

Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений[править | править код]

«Методическое планирование программы тренировок»

Научное руководство под ред. профессора Л.П. Лысова, 2016
Частота сердечных сокращений при неутомительной и изматывающей физической нагрузке. При неутомительной нагрузке сердечные сокращения выходят на фазу плато; при изматывающей нагрузке отмечается постоянное повышение частоты сердечных сокращений
Помимо изменения дыхания при увеличении нагрузки также происходят изменения в сердечно-сосудистой системе и повышаются частота сердечных сокращений, артериальное давление и минутный объем кровообращения (объем сердечного выброса за 1 мин). При выполнении работы, не ведущей к утомлению, частота сердечных сокращений достигает фазы плато (устойчивое состояние). При утомительной или изматывающей физической нагрузке этот показатель не выходит на плато, а демонстрирует постоянное повышение частоты сердечных сокращений (что отражает накапливающееся утомление) (рис.).

Так называемые параметры сердечно-сосудистой системы повышаются в линейной зависимости от величины физической нагрузки, что дает возможность оценить пределы нагрузки у исследуемых лиц/пациентов. С помощью многократного измерения параметров при субмаксимальной нагрузке строят приблизительную линию максимальной физической нагрузки (линия наилучшего соответствия). Примером теста субмаксимальной нагрузки является тест PWC170 (Physical Working Capacity — физическая работоспособность), при котором измеряется частота сердечных сокращений при постепенном повышении нагрузки до приближения, но недостижения границы в 170 ударов в минуту. Нормальным значением PWC170 для нетренированных мужчин считается 3,0 Вт/кг, а для нетренированных женщин — 2,5 Вт/кг. У тренированных лиц это значение приближается к 4 Вт/кг, что соответствует мощности нагрузки, при которой обычно регистрируется максимальное потребление кислорода (МПК).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]